как узнать человека через соперничество


какие навыки и качества можно оценить, проявить или развить в настольных играх? можно увидеть:
• умеет ли человек договариваться
• индивидуалист он или командный игрок
• способен ли человек добиваться своего и побеждать
• есть ли у него лидерские качества
• как человек ведет себя в ситуации проигрыша (когда не может получить то, что хочет)
• как человек ведет себя в ситуации выйгрыша (когда получает некое превосходство над партнером)

игры нередко используют на собеседованиях - при найме новых сотрудников на работу предлагают им сыграть, чтобы увидеть качества человека и то, как он может себя проявить в такой мини-симуляции. игры в этом плане - это как раз симуляции реальных ситуаций, по которым можно сделать вывод о реакциях человека

но игры полезны не только тем, что показательны для наблюдателей. они полезны и для самого человека, который может узнать о себе что-то новое, а также научиться чему-то. с этой точки зрения игра - это некое безопасное пространство для эксперимента. если, например, человек никогда не рисковал, он может это попробовать сделать на игровом поле и протестировать новые стратегии мышления и поведения. или чуть жестче, чем в реале, отстаивать свои позиции. или же, наоборот, научиться находить компромисс с другими игроками и сглаживать острые углы


поиграв какое-то время в компании, игрок зарабатывает характеристику. она не столь пространна, как производственная, но более точна. одного, к примеру, назовут "счастливчиком", другого - "нытиком", кого-то станут величать "мастером", а кого-то - "пижоном". естественно, эти прозвища связаны с характерами игроков. иной возьмет неудачный прикуп, или, скажем, нарвется на "четыре" и весь вечер жалуется на судьбу: такой по любому поводу способен целую беседу провести о своем невезении. а не дай бог, он отстанет по пульке: тут уж все виноваты и все должны выслушивать его жалобы. как тут не назвать его нытиком?

насколько различны типажи играющих, можно легко убедиться, проследив за их поведением во время вистования. здесь их характеры проявляются особенно ярко. скажем, вы берете на шестерной две вистовые взятки, а ваш партнер недобирает норму. реакция на это, в общем-то рядовое событие, разная. один спокойно запишет "посадку" и не скажет ни слова. это - стоик. это - прирожденный игрок. но в той же ситуации другой партнер начнет буквально терзать вас вопросами, почему вы пошли так, а не этак, да еще обвинит в умысле посадить его без одной. это другой типаж. своими бездоказательными нападками подобные игроки способны накалить обстановку до ссоры, более того, многие просто не хотят больше вистовать с ними в паре - несут прямые убытки ради душевного спокойствия!

но главный водораздел характеров проходит между уверенными в себе оптимистами и игроками, которые ни в себя, ни в счастливый случай не верят. у первых - смелость в игре, расчет на удачный расклад и хороший прикуп, упорство в самых безнадежных ситуациях. вторые - убежденные скептики. они постоянно ждут подвоха от карты, считают на худший расклад - они знает, что занижать игру просто невыгодно, но, боясь неожиданностей, исключает любой риск, даже обоснованный. как правило, такой игрок при нормальном, "среднем распределении" карты последним закроет пульку. и даже поставив наверх наименьшее число ремизов и имея положительные висты, он понесет значительный урон от той "помощи", что окажут партнеры, заполняя его пульку своими играми. но если вообще не верить в удачу, то лучше не садиться за карты. надо и торговлю вести смело и рассчитывать на нормальный расклад


speaking of risk, now is a good time to discuss risk aversion. humans are not totally rational; they don’t always act in ways that make sense

for example, consider two games X and Y

which game would you prefer?

well, as a critically thinking statistician, you would be able to realize that the expected values of each game are exactly the same:

    E(X) = 1 * 5
    E(Y) = 10 * .5 + 0 * .5 = 5 
however, if is a fact of life that people prefer game X, the sure thing

this is because people are risk averse for gains. although the expectations are the same, the variances are certainly not: game X clearly has a variance of 0 while game Y clearly has some positive variance. that means Y is riskier than X, and when presented with a gain, people prefer to take the sure thing (the 100% chance you get 5 bucks) over this risk (the fifty-fifty chance you make a lot, 10, and make nothing). this doesn’t make that much sense mathematically because the risk is perfectly balanced: the upside risk equals the downside risk (.5 probability of winning $5 more than the sure thing and .5 probability of winning $5 less than the sure thing)

so, when presented with a gain, people tend to choose the more certain outcomes (they don’t like risk)

this is interestingly enough the exact opposite for losses: people are risk seeking when presented with losses. consider the same games X and Y as before but with negative values (lose $5 in game X, and have a fifty-fifty chance of winning $0 and losing $10 in game Y

before, we saw that people usually prefer game X, the sure thing, despite the games having the same expectation. in this case, though, the result is the opposite: it’s clear that the two games have the same expectation, -$5, but now people prefer the risky game Y because they are faced with a loss

this isn’t a psychology book, so we won’t try to explain why this is the case. it may just be nice to think that, since people really don’t want to lose money, they are willing to take a chance to avoid it (even if it means giving them a chance to lose even more money) instead of suffering a sure loss


психология азартных игр

какие процессы происходят в психике игрока во время игры? что заставляет его вновь и вновь делать ставки, подвергая опасности собственное благополучие? какие силы вырываются из темных и теневых уголков его души?

в момент азартной игры происходит снижение уровня сознания и человек погружается в глубокий океан бессознательных сил и явлений. с точки зрения юнгианской психологии, та сила в бессознательном, которая захватывает нашу волю, называется автономным психическим комплексом, имеющим свой архетипический заряд и свою энергичную волю к реализации. Какие же комплексы имеют власть над игроком?

в некоторых случаях можно сказать, что азартный игрок одержим комплексом Мана-личности. Мана-личность - это архетип могущественного человека, мага, колдуна, выдающейся личности, способной повелевать людьми и судьбами. такие игроки любят игры, где есть возможность повлиять на ход событий - например, посчитать вероятность выпадения того или иного числа или запомнить карты у соперника. в тот момент, когда крутится волчок рулетки или сдаются карты, человек чувствует себя способным, выражаясь фигурально, "схватить бога за бороду" - превзойти обыденность и стать равным небожителями. выигрыш является зримым подтверждением власти и могущества такого игрока. в каком-то смысле, можно сказать, что игроком, одержимым Мана-личностью, движет жажда духовности, инстинктивное стремление выйти за рамки и ограничения физической реальности. игра в этом смысле - такой же путь получения духовных даров, как и наркотик. и также, как и наркотик, она имеет свою роковую цену - жизнь и здоровье человека

еще одним архетипический комплексом, вовлекающим человека в круговорот игры, является Пуэр - "вечный ребенок". пуэр стремится к сильным впечатлениям без излишней рационализации. игра ради игры. игра как удовольствие, не зацикленная на получении выгоды или практической пользы. игра как риск, противостоящая безопасности и комфортности обычной жизни. игра как снятие груза ответственности, как передышка от взрослой жизни, с её ограничениями и условностями. игрок, которого толкает в круговорот игры этот комплекс, не так сосредоточен на выигрыше, как игрок с Мана-комплексом. скорее всего ему нравится сам процесс игры, той эмоциональной легкости и куража, которые она ему дает

Билли Курри в своей работе "Госпожа Удача. Юнгианский анализ игры и игрока" отмечала также родительский аспект в фигурах, отвечающих за ход игры - Отца Рока и Госпожи Удачи. игрок пытается избежать отцовского гнева - рокового проигрыша и стяжать благосклонность матери - Госпожи Удачи. бросая кости, он стремится поймать любящий взгляд матери, прильнуть к ее благодатной груди, полной молока. такие игроки, как правило, имеют комплекс в структуре характера, отчаянно нуждающегося в материнской заботе и ласке. они ждут от мира "чудес" в виде внезапного выпадения "джек-пота", который избавит их от власти строгого Отца, принуждающего к монотонной дисциплине и регулярному труду


"Выигрыш и проигрыш - в большинстве случаев это зависит от меня"

что приносит победу при равной технической и тактической подготовке игроков? что такое удача и почему она вдруг отворачивается в самый решающий момент? что такое "чуть–чуть"? как воспитывать уверенность? ответы - в психологической подготовке, которая, позволяет решить поединок в свою пользу

психологическая подготовка помогает противостоять сбивающим факторам (неуверенность, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). она выделяет следующие направления:
— формирование мотивации
— развитие сообразительности
— воспитание характера
— формирование стиля

надо научиться программировать свою реакцию. тут надо сказать о сбережении психологической, эмоциональной энергии, о правильной оценке ситуации, о воздействии на соперника своей реакцией, правильном настрое на конкретный матч с конкретным соперником. в игре нет мелочей, а накопление таких мелочей дает именно то, что называется ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ


"Необходимо научить игроков проявлять агрессивность"

под психологическим давлением мы понимаем оказание влияния на поведение соперника, дозволенными способами, для достижения собственной цели, выведение его из эмоционального равновесия, демонстрирование собственного превосходства. в ходе игры приходится терпеть особенности поведения соперника, его манеру общения, и соблюдать во время игры этикет. необходимо уметь противостоять давлению, иметь психологическую устойчивость и определенную агрессивность для оказания собственного влияния на соперника и, как следствие, - на ход игры

игра - это взаимодействие с соперником, и в основном, против соперника, против его слабостей с использованием своих наиболее сильных тактических действий. в процессе борьбы приходится считаться не только с собственными целями, но и с теми, которые ставит перед вами соперник. ряд рекомендаций по этому поводу. об использовании отдельных психологических приемах: смотреть в глаза сопернику, чтобы определить его состояние, показать свою уверенность, сопровождать выигрыш пункта или сбитие блота определенными возгласами, т.е. здесь речь идет о косвенной, скрытой, вербальной и невербальной агрессивности

нельзя не согласиться с тем, что агрессивность присутствует в каждом розыгрыше. игроки высокого класса не только более агрессивны, но и склонны выражать свои агрессивные тенденции - это помогает им избавляться от напряжения, быть свободнее. и как следствие - показывать хорошие результаты. адекватная агрессивность, проявляемая во время соревнований относится к факторам, которые можно изменить в течение какого-то времени

в целях экономии психологических ресурсов, надо проявлять агрессивность после своего удачного хода, т.е. дать выход своей напряженности и быстро успокаиваться и настраиваться на следующий розыгрыш после проигрыша хода, чтобы не было "зажима", но не наоборот


внимание надо обратить на тех игроков, которые стремятся и умеют действовать неудобно для противника. в этом истинный талант игрока. лучшим является игрок, который способен сообразить, как выиграть, не обладая никакими выдающимися приемами. на первое место ставятся типологические особенности нервной системы игрока и правильная установка на игру. многие игроки боятся "корявых" противников, тех у кого "непонятные ходы" и "зиги", а стандартные действия далеки от технического совершенства (однако они при этом выигрывают у техничных игроков). анализ показывает, что у них выше психологическая стабильность - они спокойнее

к сожалению, игроки в поединке проявляют свои слабые стороны, позволяя сопернику этим воспользоваться. это потому, что игроки не знают своих слабых сторон или не хотят их замечать, не умеют их компенсировать техническим действием. необходимо знать свои сильные стороны и играть ими против соперника

если у вас что-то не получается - нужно успокоиться. нужна моральная поддержка и конкретные указания от внутреннего "тренера", что нужно делать. часто "тренеры" идут на поводу у игрока в плане эмоций. игрок начинает дёргаться, психовать, и "тренер" тоже. игрок инертен, и "тренер" в безразличном состоянии. если игрок не может завести себя, "тренер" должен любыми путями расшевелить игрока, воздействовать на его эмоциональное состояние. если игрок перевозбужден - успокоить. когда игрок начинает дёргаться, "тренер" всем своим видом должен показать ему, что ничего серьёзного не происходит. всё нормально, идёт обычная борьба. что же мы чаще всего наблюдаем? игрок после проигранного сета удручённо "подходит" к "тренеру" и вместо поддержки получает набор раздражённых упрёков в свой адрес. удивлённо смотрит на "наставника" и с ещё худшим настроением идёт … проигрывать дальше

собранное досье на соперника, анализ его игры и дают огромное преимущество перед соперником. игрок должен чётко представлять себе, за счёт чего он собирается выигрывать у предстоящего соперника. за счёт более точной игры, за счёт скорости, за счёт более сложных приемов атаки, за счёт быстрых контратак, за счёт вариативной игры


игровая дисциплина - один из важнейших факторов, определяющий действия игрока во время игры на счет. под игровой дисциплиной понимается умение игрока настойчиво выдерживать намеченный тактически план встречи, точно выполнять указание "тренера", делать во время игры не то, что хочется, а то, чего требует игровая ситуация

чаще всего игроки не замечают ошибок соперника, но остро реагируют на свои. безусловно, это свидетельствует о преобладании возбуждения над торможением, и как следствие в дальнейшем можно предполагать нестабильную игру. здесь, безусловно, речь идет о правильной выбранной тактике, организации игры и выполнение установки "тренера". поэтому, те игроки, которые имеют в запасе отработанные комбинации будут получать психологическое преимущество в решающие моменты матча

экстраполяция, т.е. своеобразное предвидение, антиципация предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти информации, - важнейший механизм. недостаточное ее развитие лимитирует эффективность игровой деятельности, особенно при ситуационных ответных реакциях. экстраполяция позволяет игроку эффективно решать весьма сложные ситуации, возникающие в быстро изменяющейся обстановке. способность к экстраполяции в большой степени зависит от его опыта. как правило, более квалифицированные игроки с большей вероятностью предвидят характер действия соперника и находят нужные технические приемы для противодействия им. хотя способность к экстраполяции определяется генетическими факторами, несомненно и то, что экстраполяция воспитывается

контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным нарушениям, которые, вызывая снижение психофизической надежности игрока, отрицательно сказываются на результативности. неудачно выполненные действия вызывают негативно окрашенные эмоциональные реакции, порождают сомнения, т.е. ухудшают состояние соревновательной готовности игрока в целом


"Психологами игры называют людей способных нарушить вашу концентрацию"

проблемы игры заключается в ее специфике. в своем большинстве играют люди азартные, высоко эмоциональные. а требования к поведению в ходе игры другие - осмысленность, концентрация внимания, сосредоточенность, а эмоции бьют ключом. попробуй их успокой. отсюда "теплые, дружественные" слова в адрес противника и болельщиков

правильная установка - на управление эмоциями, а не подчинение им. эмоции должны помогать, но не мешать игроку. в связи с этим, необходимо правильно научить игрока умело их проявлять

проблема регрессии в условиях эмоционального перевозбуждения - здесь нужна твердая и спокойная "рука тренера", чтобы снять возбуждение. необходимо уходить от слова "попробуем", которое здесь напрашивается. пробуют на тренировке, а на соревнованиях играют. это слово снимает ответственность с игрока и игра не получается

уровень концентрации необходим в течении всей игры. слабое место - отсутствие и быстрое снижение концентрации. душевное состояние игрока очень сильно влияет на эффективность тренировок. когда игрок тренируется с желанием выиграть, он развивает способность концентрироваться и вырабатывает нужную уверенность в себе

самое главное - быть сконцентрированным на том, что делаешь. игра требует от игрока интеллекта. в исследованиях американских психологов было установлено, что уровень "интеллектуальных притязаний" у хороших игроков выше, а также и способность "к абстрактному мышлению". по наблюдению психологов игроки более высокого класса постоянно стремятся лучше разобраться в психологических и социальных аспектах игры. это говорит о том, что достигают высоких результатов люди с высоким уровнем интеллекта. интеллектуальная подготовка игрока охватывает все,что направлено на ОСМЫСЛЕНИЕ игровой деятельности и непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых невозможно достижение значительных успехов. интеллектуальная подготовка тесно связана практически всеми другими видами подготовки, так как имеет прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации игрока, его волевой и специальной психологической подготовки обучению технике и тактике игры, совершенствованию

в интеллектуальной подготовке принято выделять два аспекта:
— интеллектуальное образование игрока
— воспитание его интеллектуальных способностей и их проявлений во время игры

недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию выполняемого на тренировках и соревнованиях

важнейшим направлением интеллектуальной подготовки игроков является приучение их к творческому анализу своей игровой деятельности. процессы восприятия, анализа, сравнения, обобщения и проектирования эффективно влияют на качество. игрок обучается контролировать и управлять

подходы к оптимизации путей интеллектуального воспитания игрока должны быть ориентированы не столько на отдельные приемы, сколько на разработку целостных программ, опирающихся на принципы последовательного развертывания с возрастающей степенью активности в решении эвристических задач и объективным контролем за результатами своих решений


"Переиграть, передумать это интересно и может принести еще и выигрыш"

"Развивайте навыки наблюдения и анализа, а затем используйте полученную информацию"

"Каждый игрок должен уметь анализировать, программировать и прогнозировать"

решающим фактором успеха при одинаковых уровнях подготовленности игроков является психологическая подготовка игрока. она направлена на адаптацию к экстремальным условиям матча. важное свойство - наблюдательность (быстро угадать cитуацию, смену ситуаций, поведение соперника и т.д.). для достижения успеха необходимо хорошее развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, выдержки самообладания, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.

важную роль в решении имеет предвидение игровой ситуации - антиципация. побеждает игрок, который быстрей "схватывает" и "перерабатывает" то, что ему "объясняет" игровая ситуация. такой игрок способен быстро отсеять ненужное и впитать главное. игра построена на логике и предугадывании. последний фактор - вытекает из первого. предвидение позволяет перенимать даже самые сложные элементы игры. игрок интуитивно их чувствует, хотя, спроси его - почему надо делать так, а не иначе - скорее всего, не ответит. это позволяет предугадать ответные ходы противника. такой игрок, конечно, может не справиться с хитрым приемом соперника, но его выводы последуют незамедлительно

"Такая безумная игра и была единственным шансом"

умение быть разным, а, когда нужно, одинаковым - это и есть школа игры. чтобы выигрывать, надо уметь выбирать правильную тактику - план игры, который позволит максимально использовать свои сильные стороны и не дать возможности сделать то же самое противнику. часто в игре технически хорошо подготовленный игрок проигрывает менее подготовленному, но более сильному в тактике. очень важно не только продумывать свои действия, но и предугадывать ответные действия соперника. а это и есть тактика. знания по тактике помогут тебе одерживать победы над соперниками, равными по силе и даже более сильными. значит речь идет о другом психическом процессе - мышлении

эффективность получения и переработки информации игроком связана с рядом психофизиологических показателей таких, как быстрота оперативного мышления, распределение внимания - все это предопределяет вероятность использование повторении игровых моментов и приемов однако в основе лежит реагирование на изменение ситуации, условий

важная проблема - быстрота выбора и принятия решения. если у игрока нет времени на принятие решения, то он играет определенным набором технических средств, приносящих успех, то в связи с этим и предположить, как он будет играть очень легко. результативность деятельности игрока будет зависеть от характера воспринимаемой информации, скорости ее обработки. специфика игры обусловлена особенностями "адекватного специфического мышления"

"В большинстве случаев есть способ победить, нужно только его отыскать. Многие игроки начинают нервничать, когда проигрывают. Но я стараюсь сосредотачиваться только на выигранных действиях и не позволяю минутной досаде мешать игре"

нужно анализировать и оценивать игру спокойно и рационально - вне зависимости от того, насколько эмоциональным и захватывающим оказался розыгрыш. часто всего после проигрыша очка тренер говорит: "Соберись! Борись!". некоторые: "Не зажимайся! Не напрягайся! Не суетись! Не волнуйся!". необходимо убрать частицу "Не". установка должна быть противоположна: "Успокойся! Действуй быстрее, свободнее! Вперед!". тогда происходит экономия психологических ресурсов

игрок сможет добиться высокого результата только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием - у игроков высокого класса либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы

игроки ждут ошибки соперника. а надо рисковать, заставить соперника нервничать. если ты играешь спокойно, без осложнений в игре, то и соперник начинает играть спокойно. за этим следует неуверенность в последующих действиях. и как следствие - проигрыш в выигрышной партии

после партии ученик должен рассказать тренеру какие слабые стороны у соперника и как он будет играть против него в следующей встрече. спокойный и конструктивный анализ создаст ситуацию уверенности, и будет способствовать его росту, приобретению опыта

"Я порой и сам не знаю что делать, когда веду в счете. Бороться с самим собой не получается"

"Рискованный удар в критический момент - это клеймо игрока, не понимающего игру"

"Чем больше разрыв в счете в мою пользу, тем больше я должен беспокоится"

"Подвергайте соперника давлению, когда ведете в счете. Будьте терпеливы. Не наносите сильный удар, когда для этого нет условий"

"Верьте в себя. Думайте положительно о своей игре и способности победить. Секрет психологии победителя прост: позитивное мышление"

"- Как вам удалось выиграть, ведь вы проигрывали 5:1?
- А разве был такой счет?"

уверенность, которая возникает у игрока либо перед игрой и сохраняется в течение всей встречи можно назвать постоянной, а ту что возникает в ходе игры - ситуативной. постоянная уверенность чаще приводит к победе, чем ситуативная, поэтому необходимо формировать это чувство не во время игры, а до того как начнется встреча. полярное чувство, - "неуверенность" - играет большую роль в ходе встречи. неуверенность - это отказ в решающий момент играть

ни один из игроков не выходит с желанием проиграть. хотя от некоторых "тренеров" начинающих игроков можно услышать пожелание на партию: "Достойно проиграй". и игрок уже не сможет выиграть. установка на игры должна быть другая, если соперник заведомо сильнее: "Прояви свои лучшие качества. Вспомни свои сильные стороны. Набери в каждой следующей партии на очко больше. Вспомни, как ты играл на тренировке. Получи удовольствие от игры. Борись за каждое очко. Завяжи борьбу - и он не железный, начнет ошибаться"

абсолютна необходима надлежащая уверенность в себе. часто она решает исход матча. хорошая уверенность в себе дает игроку преимущества в 2-3 очка как минимум. в равном матче весьма часто исход решает уверенность в себе: более уверенный выигрывает матч

"Фундаментом игры высокого класса является стабильность и точность игровых действий. Очень важно знать про себя, что ты в совершенстве владеешь техникой. Это дает огромную внутреннюю уверенность"

используя аутотренинг, надо почаще представлять себя в условиях матча, где много зрителей. формула следующая: "Полностью уверен в себе, в своих силах, в своих возможностях!" используя эту формулу в процессе медитации, надо представлять себя абсолютно уверенным в различных ситуациях, связанных с выполнением опасного элемента техники, или со встречей с трудным соперником "а) любые трудности, неприятности, помехи, неудачи - только мобилизуют меня! б) отвечаю максимальной мобилизацией всех своих сил на любые трудности, неприятности, помехи, неудачи!"


правило - "уважаю соперников" - очень важное правило, так как его соблюдение обеспечивает здоровую атмосферу во взаимоотношениях. правда, есть игроки, которые считают, что во время состязаний необходимо стремиться буквально "уничтожить" своих соперников, испытывать к ним, по меньшей мере, чувство злобы и даже ненависти. возможно, что подобные эмоции кое-кому и помогают. но всплеск столь якро выраженных отрицательных эмоций - палка о двух концах. второй конец всегда бьет по нервно-психической сфере тех, кто настраивает себя на борьбу таким ожесточающим способом

свои успехи люди склонны приписывать своим личностным особенностям, а свои неудачи - обстоятельствами. и наоборот, неудачи других они связывают с личностными особенностями, а удачи - с обстоятельствами. поэтому, для нахождения оптимальной формы работы со игроками можно использовать механизм психологической защиты - проекция. тренерам надо внимательно прислушиваться, что говорят игроки о других в случаях их проигрышей по сути, они будут говорить, сами о себе

психологическое образование игрока имеет задачей не только познание собственной психической деятельности, но и получение сведений об особенностях психики других лиц (например, товарищей, тренера и др.). для этой цели игроку следует овладеть навыками объективного психологического наблюдения. умение отмечать особенности поведения и состояния других людей, что очень важно в соревнованиях

одним из распространненых методов психологической тренировки является модельная тренировка, сущность которой состоит в проведении занятий, максимально приближенных к соревновательным. специфика модельной тренировки как метода психологической подготовки заключается в создании тех условий, которые обычно вызывают нарушения в протекании психических функций игрока. моделируется и воздействие различных психических состояний

одним из видов психологической тренировки является метод стабилизации. задача его состоит в адаптации игрока к травмирующим факторам. предварительно изучаются субъективно значимые для игрока соревновательные факторы, его личные опасения затем предлагается игроку мысленно представить себя в психически травмирующую ситуации или специально говорится о ней. далее игрок рассказывает о возникающих у него переживаниях. так повторяется несколько раз. в итоге сознательное манипулирование с психически травмирующими факторами постепенно адаптирует игрока к ним, снижает силу их эмоционального воздействия. игрок перестает воспринимать отрицательное влияние таких факторов

моральное состояние противника и свое. эти характеристики также во многом определяют действия игроков во время встречи

если противник находится на подьеме, начинает подряд выигрывать очки необходимо:
- снизить темп игры, находить возможности для коротких пауз, дольше готовиться к розыгрышу очередного хода (раздачи) и т.п.
- увеличить активность собственных действий, возможно, до игры на грани риска
- постоянно давать себе внутренние команды: "уверенно", "активнее", "внимательно", "соберись" и т.д.

если соперник начал ошибаться, потерял уверенность в своих силах желательно:
- увеличить темп игры
- играть более длинными сериями, заставляя соперника ошибаться, без риска самому делать ошибку
- применять после розыгрыша громкие возгласы, поддерживающие себя и деморализующие противника. причем, если в первом случае собственные внутренние команды должны нести большую смысловую нагрузку, то в последнем эти возгласы могут быть просто набором звуков: "Ча", "Чу", "Я", "Ее" и т.п., без всякой смысловой нагрузки и рассчитанные на внешний эффект

убеждайте разум в том, что в настоящий момент ничего, кроме игры для вас не существует. не старайтесь произвести впечатление. его надо произвести в игре. сначала постарайтесь выиграть на короткой игре

надо также уметь (используя аутотренинг) управлять своим психо-эмоциональным возбуждением в соответствии с ходом тренировки или соревнования - то снижая его до нормального в паузах отдыха, то снова поднимая до лично-оптимального уровня перед самым началом соревновательной борьбы

в психологии есть такой механизм - аттракция. синдром неудачника формируется у людей в первую очередь достаточно внушаемых. именно у них легче всего в результате последовательных неприятностей возникает ощущение, что все теперь пойдет наперекосяк. и что теперь лучше вообще ни за что не браться. но кроме внушаемости, требуется и еще несколько условий:
- чтобы в жизни человека совпали по времени как минимум две серьезные проблемы
- чтобы он в результате стал замечать только невезение и ошибки
- чтобы "комплекс неудачника" был подтвержден каким-нибудь значительным для человека лицом