разновидности нард


  • турне
  • файлес
  • хачапури
  • плакото (тапа)
  • гиюль
  • тавла
  • февга
  • гульбар
  • жакет
  • лонгаммон
  • голландский трик-трак
  • русский трик-трак
  • ирландские

  • турне (tourne)

    старинная французская игра

    каждый игрок имеет только три фишки, которые вначале располагаются вне доски. при ходах каждый игрок перемещает фишки только по своей стороне доски - со своей Starting table на свой Home point

    цель игры - переместить все фишки на Home point. кто первым сделает это, тот и выигрывает партию

    первым делом проводится жеребьевка : каждый бросает один зар и у кого выпавшее число больше, тот и начинает игру

    игра начинается с заряжания : игрок ставит свои фишки на поля Starting table в соответствии с выпавшими на зарах числами. при этом нельзя ставить вторую фишку на уже занятое поле

    ходы : после того, как все три фишки выставлены на Starting table выпавшие зары указывают на возможные ходы. при этом :

    hitting : игрок может отправить фишку оппонента "на бортик" если фишка оппонента оказалась прямо напротив того поля, на которое только что сходил игрок. однако этого делать не обязательно - игрок может решить не "ударять" фишку соперника, если посчитает, что это не принесет пользы. игрок не может "ударить" фишку находящуюся на Home point
    при этом "сбитая" фишка соперника помещается на бортик (Bar) и должна быть "заряжена" оппонентом на следующем ходу - если это окажется возможным. оппонент не может делать другие ходы, пока не "зарядит" свою фишку на Bar и если зары не позволяют этого сделать, то оппонент пропускает ход

    кто первым соберет все три фишки на Home point тот и выйграл партию. если при этом фишка(и) оппонента находятся на Starting table, то игрок выигрывает вдвое, а если на Bar - то втрое


    фэйлес (fayles)

    в этой игре используются три зара, а не два. игрок может сделать три разных хода тремя фишками, или лишь двумя (выполнив одной из них два хода), или даже только одной (выполнив ей все три хода). понятие "дубль" отсутствует

    игрок обязан сыграть все три выпавшие числа, а если на зарах выпало число, которое игрок сыграть не может, то игрок тут же проигрывает партию

    в начале партии каждый игрок имеет две фишки на первом пункте Дома соперника и тринадцать фишек на шестом пункте своего Дома. Дома находятся напротив друг друга. фишки противников движутся навстречу друг другу

    сначала игроки бросают по одному зару и первым в партии ходит тот, чей результат лучше

    ходить можно на любое свободное поле, а занятыми считаются поля на которых находится две или более фишек противника. на свою фишку можно ставить сколько угодно своих фишек

    если игрок ударяет по вражескому блоту (одиночной фишке), то вражеская фишка выставляется не на Бар, а на самый дальний пункт Дома ударившего игрока. при сбитии существует ряд правил :

    правила выставления фишек с доски - такие же, как в коротких нардах. первый выставивший все свои фишки становится победителем. понятия Марса (Gammon) и Кокса (Backgammon), а также Куба удвоения (Cube) в этой игре нет

    иногда играют назначая куш за каждую невыставленную противником фишку, причем в Доме считается одинарный куш, в своем Дворе - двукратный, в чужом Дворе - троекратный, а в чужом Доме - четырехкратный

    вероятности

    в этой игре важны вероятности появления числа, образованного суммой трех зар или суммой двух зар или же просто выпавшем на одном из заров (или на нескольких). вот эти вероятности (листинг окамля) :

     1	0.449
     2	0.505
     3	0.574
     4	0.639
     5	0.718
     6	0.792
     7	0.514
     8	0.463
     9	0.412
    10	0.343
    11	0.273
    12	0.185
    13	0.097
    14	0.069
    15	0.046
    16	0.028
    17	0.014
    18	0.005


    хачапури

    в игре хачапури отличий правил сбития и движения фишек (разыгрывания кушей) от правил классических длинных нард - нет. нет также отличий привил при выставлении фишек из своего Дома

    отличается эта игра от классических длинных нард следующими особенностями:

    начальные тактики

    самый лучший начальный ход - 1:1 играется 24/23 6/5 6/4
    самый худший ход - 6:6 при которм игры просто нет
    второй плохой ход - 3:3 при котором игра есть но позиция плоха
    ход с любой Шестеркой 6:х играется дальней фишкой 24/x и ей же ходится Шестерка
    5:5 играется 2 x 24/14
    5:4 играется 24/15, 5:3 играется 24/16, 5:2 играется 24/17
    4:4 играется 2 x 24/16
    4:3 играется 24/17, 4:2 играется 6/4 24/20
    2:2 играется 6/4 24/22 24/20
    2:1 играется 6/5 6/4
    во всех остальных случаях на первом ходу мелкий зар играется с Головы, а крупный - с Хвоста

    если противник закрыл первым ходом два поля в своем Доме, то в ответ надо постараться поставить фишку в его Дом

    если противник первым ходом оставил все фишки Хвоста в вашем Дворе, то в ответ надо постараться закрыть два поля в своем Доме


    плакото (plakoto)

    plakoto также известен (в Турции) как tapa

    первоначальная позиция аналогична обычным длинным нардам - все 15 фишек выстраиваются в руку на первом пункте чужого Дома, но в отличие от длинных нард Дома противников расположены напротив друг друга (как в коротких нардах). и фишки движутся так же как и в коротких нардах - навстречу друг другу

    побеждает тот, кто первый выставит свои фишки из своего Дома

    в самой первой партии ходит тот, кто выбросит на одной заре большее число, а в последующих партиях первым ходит тот, кто выйграл предыдущую партию

    так же как и в длинных нардах:

    в отличие от длинных нард с головы можно снимать две (или даже четыре - при кушах) фишки за один ход

    так же как и в длинных нардах нет возможности снять фишку противника с доски - "побить" но существенным отличием от длинных нард является возможность "закрыть" одиночную фишку противника и в этом случае его фишка не может двигаться, пока не будет "открыта" - т.е. пока ваша фишка (или несколько ваших фишек) не будет снята c "закрытой" фишки противника. две ваших фишки на поле или "закрытая" вами вражеская фишка не могут уже быть "закрыты" противником. вы же можете ставить на свою "закрывшую" фишку сколько угодно своих фишек сверху

    правило закрытия "материнской фишки": последняя фишка в голове называется "материнской фишкой". если материнская фишка оказалась "закрытой", то игра тут же заканчивается выйгрышем того, кому удалось это сделать, причем проигравший теряет не один а два куша. единственное исключение из этого правила - это если "закрывший" сам имеет еще фишки в своей "голове" , тогда игра продолжается поскольку его материнская фишка теоретически тоже может быть в дальнейшем "закрыта" противником - и тогда игра заканчивается вничью. если же закрывший ранее материнскую фишку противника игрок смог увести свою материнскую фишку с головы (не дал ее закрыть), то тогда он тут же выигрывает

    правила выставления фишек из своего Дома стандартны. если проигравший не успел выставить ни одной своей фишки, то он проигрывает два куша

    в этой игре нет Куба удвоения и нет Кокса


    гиюль (gioul)

    gioul популярна на Ближнем Востоке. начальное расположение и ходы такие же как в игре plakoto, но одиночная фишка блокирует поле, так же как и в игре moultezim

    изначально все фишки игроков расположены на самых дальних пунктах в Домах соперника. в процессе игры фишки движутся навстречу друг другу :

    цель игры - привести все фишки в свой Дом и затем выставить их с доски. выигрывает тот, кому удалось это сделать первым

    в начале партии каждый игрок бросает один зар и игрок с более крупным числом теперь уже делает ход первым - бросая оба зарика. в последующих партиях первым делает ход победитель предыдущей партии

    ходы делаются по правилам длинных нард, но в отличие от длинных нард с головы можно снимать две (или сколько угодно - при кушах) фишки за один ход

    Doubles играются особенным образом : сначала делаются ходы как в длинных нардах, а потом игрок играет все высшие номера - последовательно один за одним и тоже по правилам длинных нард
    например если выпало 3-3, то игрок играет четыре 3-ки, затем четыре 4-ки, затем четыре 5-ки, и затем четыре 6-ки. если же во время этого игрок не может сделать очередной ход, то все оставшиеся ходы играет его противник, после чего противник бросает зары и делает уже свои обычные ходы

    выигрыает тот, кто первым выставит свои фишки за борт. если проигравший не выставил ни одной фишки, то он проигрывает вдвое

    в этой игре нет Куба удвоения


    тавла (tawula, tavla)

    эта игра еще называется турецкими нардами. она популярна на Ближнем Востоке и в Египте

    игроки начинают игру имея свои две фишки на самых дальних пунктах Head point - это для вас 24 пункт и 13 пункт для вашего соперника (расположенны по диагонали напротив друг друга). остальные тринадцать фишек должны быть "заряжены" в начале игры. фишки будут двигаться в одном и том же направлении, против часовой стрелки и должны быть заведены в Finishing table сделав полный круг и выставленны оттуда за пределы доски

    цель игры - первым выставить свои фишки из Finishing table

    в самом начале игроки бросают по одному зару, чтобы определить кто будет ходить первым, причем игрок должен сыграть первым ходом выпавшие при жеребьевке числа

    заряжание : игрок не может двигать те две фишки, которые находятся сразу же на доске, пока не зарядит все свои оставшиеся 13 фишек

    первоначальное заряжание фишек происходит в позиции на Starting Table в соответствии с выпавшими зарами

    перемещение фишек происходит по правилам длинных нард, но вы можете при этом сбивать одинокие фишки соперника. его сбитая фишка помещается при этом на Bar и должна быть заряжена. при этом есть правило

    заряжание с Bar происходит по правилам коротких нард за исключением того, что вы не можете зарядиться на уже занятый вами пункт - также как и в случае заведения фишек в начале партии, кроме пункта Head point, на который вы можете разместить сколько угодно ваших фишек

    правило двух фишек на одном пункте:

    при выставлении фишек с Finishing Table есть правило

    побеждает тот, кто первым выставит все свои фишки

    Capote: если игрок выставил лишь ОДНУ свою фишку, а противник имеет фишку(и) на Bar, тогда игрок выигрывает семь кушей

    в этой игре нет Куба удвоения


    февга (fevga, moultezim)

    одна из трех игр, популярных в Греции (друге две: portes (короткие нарды без удвоения и без Кокса) и plakoto. вместе эти три игры называются tavli и обычно играются матчи из трех, из пяти или из семи разных игр). такая же игра в Турции называется moultezim

    первоначальная позиция аналогична длинным нардам. фишки движутся так же как и в длинных нардах. цель игры - тоже такая же - выставить свои фишки со двора

    в начале партии игроки бросают один зар и у кого результат лучше - тот первым ходит. в последующих партиях первым ходит победитель предыдущей партии

    правила движения фишек такие же как и в длинных нардах. дубли играются дважды

    правило для самой первой фишки:

    есть одно существенное различие от длинных нард, которое заключается в том, что прежде чем брать вторую фишку с головы, игрок должен провести свою первую фишку за голову противника


    после первого хода Белых 6-6, игрок не может идти дальше и не может брать вторую фишку с головы

    правило запрета блокировки чужого двора:

    второе важное отличие от длинных нард заключается в том, что не позволяется блокировать все шесть пунктов в своей Базе (чужом Дворе) - и если оппонент собрал весь свой "хвост" непосредственно перед заблокированным двором, то игрок обязан освободить один из пунктов в своей базе и тем самым дать оппоненту шанс пройти. в турецком варианте (moultezim) вообще всегда запрещается блокировать все пункты своей базы - безотносительно к тому, есть перед ними фишки противника или их нет

    шашки выставляются из своего Дома по правилам длинных нард. игрок, который выставил фишки первым - побеждает. если при этом его соперник не выставил ни одной фишки, то куш за игру удваивается. в этой игре нет Куба удвоения


    гульбар (gul bara)

    разновидность длинных нард, популярная в Турции и в Болгарии, где часто матч состоит в попеременных партиях gul bara и tapa до тех пор, пока один из соперников не наберет 7 побед

    первоначальное расположение и движение фишек такое же как и в длинных нардах

    правило разыгрывания кушей:

    главное различие от очень похожей игры fevga/moultezim состоит в том, что выпавшие куши играются следующим образом: сначала игрок играет так же как и в длинных нардах, но продолжает играть и для всех очков, которые больше чем выпавшие на зарах - вплоть до (и вкючая) 6-6. но если при этом вы не можете совершить хотя бы одного хода, то теряете все последующие ходы тоже . не так уж и сложно выполнить все ходы в самом начале партии, но когда фишки противника разошлись по доске выполнить все ходы удается далеко не всегда

    еще один важный момент: в течение первых трех бросков каждого игрока это правило не применяется: каждый куш хоть и играется дважды, но лишь выпавшие на зарах очки

    важное отличие от длинных нард заключается в том, что не позволяется блокировать все шесть пунктов в своей Базе (чужом Дворе)

    выставление фишек такое же как и в длинных нардах. первый выставивший выигрывает партию, но если при этом противник не смог выставить ни одной фишки, то выигрывается двойной куш

    в этой игре нет Куба удвоения и нет Кокса


    триктрак голландский (dutch tricktrack)

    триктрак отличается от коротких нард только тем, что перед игрой фишки нужно ввести на игровое поле - это является первым этапом игры. белые фишки вводятся в Дом черных, а черные - в Дом белых. игроки бросают зары и выставляют фишки в соответствии с выпавшими очками

    после того, как игрок введет все свои фишки в Дом соперника, он может начать передвигать их в сторону своего Дома - по правилам коротких нард

    полную блокаду (прайм из шести фишек) можно строить только после того, как хотя бы одна фишка противника зайдет в свой Дом

    побитую фишку необходимо внести (зарядить) обратно на поле (через чужой Дом) - так же как и в коротких нардах

    выигрывает тот, кто первым выбросит все фишки из своего Дома. правила выставления фишек аналогичны правилам коротких нард

    триктрак русский (russian tricktrack)

    отличается от голландского триктрака лишь тем, что оба противника заводят свои фишки с одной и той же базы и, соответственно, выставляют свои фишки в одном и том же Доме (база и Дом располагаются напротив друг друга)

    в остальном - все правила голландского триктрака


    жакет (jacquet)

    начальная позиция аналогична длинным нардам. так же как и в длинных нардах фишки соперников движутся в одном и том же направлении - против часовой стрелки. цель игры такая же как и в длинных нардах ― сделать полный круг, зайти всеми фишками в свой Дом и выставить их раньше противника. правила выставления аналогичны длинным нардам

    но в отличие от длинных нард за один ход с "головы" можно снимать не только одну, но и несколько (от 1 до 4 - при дубле) фишек

    существенное отличие от длинных нард заключается в том, что в процессе игры соперники могут (как в коротких нардах) сбивать одиночные фишки друг друга. а вот если в лунке стоят две (или более) фишки соперника, то в эту лунку ходить своими фишками нельзя - так же как и в коротких нардах. сбитые фишки вводятся в игру с Бара, по тем же правилам, по которым "заряжаются" сбитые фишки в коротких нардах

    правила выставления фишек из своего Дома аналогичны правилам длинных нард

    лонгаммон (longgammon)

    играется по правилам коротких нард (backgammon), но с другой стартовой позицией : все пятнадцать фишек находятся на своем 24 пункте

    в остальном применимы все правила коротких нард (в том числе Марс, Кокс и Куб удвоения)


    ирландские нарды (irish)

    начальная позиция такая же, как и в коротких нардах. фишки движутся так же, как и в коротких нардах. цель игры такая же, как и в коротких нардах - сделать круг и выставить фишки за борт из своего Дома. побеждает тот, кто первым достигнет этой цели

    правила движения для фишек такие же как и в коротких нардах, за исключением того, что дубль играется как обычные зары - по одному ходу на каждый выпавший зар

    шашки выставляются при ударе на Бар и вводятся в игру с Бара точно так же, как и в коротких нардах

    существенное отличие от коротких нард заключается в том, что нельзя "закрывать" свой Дом, если у противника есть фишки на Баре. в случае если вы "закрыли" свой Дом (по ошибке или вынужденным ходом), то оппонент имеет право потребовать чтобы каждый игрок сделал бросок одной костью - и тогда тот, у кого зар старше уже решает, какую именно фишку из "закрытого" по ошибке Дома выставить на Бар в виде штрафа. а если в этом выбранном (естественно, в данном случае - противником) пункте окажется не две, а больше фишек, то выставляются все, кроме одной. выставленные таким образом фишки вводятся в игру с Бара по обычным правилам коротких нард

    при выставлении фишек из своего Дома вы можете выставить любую фишку из пункта с тем же номером или младше - даже если на выпавшем номере фишка есть и даже если у игрока есть возможность совершить ход в Доме

    в ирландских нардах нет Марса (Gammon), Кокса (Backgammon) и Куба удвоения (Cube)