начальный зар 1:1 8-7/2 6-5/2
начальный зар 1:2 24-23 13-11 или 13-11 6-5
начальный зар 1:3 8-5 6-5
начальный зар 1:4 24-23 13-9
начальный зар 1:5 13-8 6-5 или 13-8 24-23 или 24-18
начальный зар 1:6 8-7 13-7
начальный зар 2:2 24-20
начальный зар 2:3 24-21 13-11 или 13-11 13-10
начальный зар 2:4 6-4 8-4
начальный зар 2:5 24-22 13-8 или 13-11 13-8
начальный зар 2:6 24-18 13-11 или 24-16
начальный зар 3:3 13-7 или 24-18
начальный зар 3:4 13-10 13-9 или 24-20 13-10 или 24-21 13-9
начальный зар 3:5 8-3 6-3
начальный зар 3:6 24-18 13-10 или 24-15
начальный зар 4:4 24:20/2 13:9/2
начальный зар 4:5 24-20 13-8 или 13-9 13-8
начальный зар 4:6 24-14 или 24-18 13-9 или 8-2 6-2
начальный зар 5:5 13-3/4
начальный зар 5:6 24-13
начальный зар 6:6 13-7 24-18
данный ход не продуктивный! начальные ходы - это время когда мы рискуем для усиления своей позиции, и хотя ходом 13-10 мы разгружаем 13-ый пункт и подготавливаемся для занятия новых пунктов, такая игра не будет динамичной
такая игра разгружает ДВА загруженных пункта и делает слот на важный 5-ый пункт. если противник следующим ходом не отправит наш слот на Бар, то мы с высокой вероятностью сможем занять свой 5-й пункт
если белые все же сбивают слот на 5-м пункте, то черные имеют очень хорошую возможность для ответного хита со своего 11-го пункта, т.к. с расстояния в 6 пунктов черные имеют максимальное число комбинаций для хита, и к тому же ЕДИНСТВЕННЫМ заром, которым черные не смогут выйти с Бара является зар 6, который как раз и нужен будет для хита. общее число сбивающих комбинаций у противника - 15, что дает вероятность сбития 42%
выгода от такой игры двойная. этот ход делает опасным для противника вывод строителей из дальних пунктов, а также дает черным несколько хороших комбинаций для создания продвинутого Якоря. к примеру, следующим броском 3:2 черные смогут занять 21 пункт (24-21, 23-21)
сплит начального Якоря менее рискован, чем слот на домашнем 5 пункте. если слот на 5-ый пункт принесет удачу, то вы займете самый важный пункт и значительно улучшите позицию. однако сплит позволяет сделать продвинутый Якорь в Доме противника, либо сделать хит в чужом дворе
занятие домашнего 5-го пункта является главной вашей целью в начале игры. именно поэтому рекомендуют делать слот на 5-ый пункт
откажитесь от этого варианта - стартовая позиция относительно безопасна, а вы выводите дополнительного строителя на свой 8-ой пункт - но это не то действие на данном этапе игры, когда вам следует рисковать для улучшения своей позиции
после установки черными слота, белые имеют 19 сбивающих комбинаций (в отличие от 15 комбинаций при зарах 1:2), потому что сейчас белые могут сбить при своих зарах 6:2 и 5:3, также как и любой 4:* и комбинациями 1:1, 2:2, 3:1 и 1:3. вероятность сбития высока - более 50%
так как строитель черных находится на 9-м пункте (в отличие от строителя на 11 пункте при зарах 2:1), мы имеем большее число комбинаций, чтобы занять важный пункт следующим ходом даже без слота на 5-м пункте - в данном раскладе этот слот излишен
если наш слот на 9-м пункте будет сбит белыми, тогда черные больше не имеют строителя на оптимальном расстоянии в 6 пунктов и еще при этом фишка белых на 9-м пункте будет менее подвержена обратному хиту
и все же - против слабого соперника играйте 13-9 6-5, делая позицию более сложной
против равного, либо сильного соперника выбирайте ход 13-9 24-23
есть еще несколько вариантов, такие как 24-20 24-23 и 24-20 6-5. но эти два хода оставляют перегруженным центральный пункт, а последний из них еще и слишком дерзкий - одновременный сплит и слот редко бывает правильным
проблема двух вариантов игры 5-1 в том, что 5-ка не улучшает позиции черных. у них уже имеется строитель на 8-м пункте. еще одна фишка здесь - слабое улучшение. несмотря на это, пятерки в начале игры играются именно так
проблема со слотом в том, что если белые не сбивают блот на вашем 5-м пункте следующим броском, все равно вероятность занять 5 пункт у черных невелика
играйте слот против слабого соперника, и в редких случаях, против равного игрока, а с сильным соперником играйте сплит
это попытка дать возможность черным как занять Бар-пункт следующим броском, так и способствовать обмену хитами на половине противника. это более рискованно, чем простой сплит 13-8 24-23, но потенциальные цели более высоки. такой ход - хороший пример уравновешивания риска и выгоды
этот ход надо использовать время от времени, чтобы шокировать противника
остановимся на первой части хода шестеркой - 24-18
во-первых, это попытка занять вражеский Бар-пункт. правда, даже если белые не сбивают блот, черные вряд ли смогут занять 18-ый пункт следующим броском
во-вторых, такая игра может спровоцировать на обмен хитами. обмен хитами выгодней для черных, так как они получают преимущество в гонке, отправляя одну из фишек белых из дальнего 18 пункта на Бар. но, в обмен на это, черные теряют несколько пипов, возвращаясь немного назад в гонке
вторая часть хода 13-10 обеспечивает дополнительным строителем Дом черных и дает большую гибкость при следующем броске - если, конечно, фишка на 10 пункте не будет сбита
ход 24-18 13-10 довольно часто приводит к комбинированной игре, с множеством ранних хитов
вариант 24-15 является попыткой побега
если белым не выпадает комбинация, сбивающая фишку на 15-м пункте, черные, по всей вероятности, смогут перевести фишку в безопасное место следующим броском и успешно сбегут на один из своих занятых пунктов
24-15 приводит к более простой игре. новичкам, встретившись с превосходящим соперником, следует выбрать именно его
играть 13-7 13-10 чтобы быстро построить сильный Дом - ошибка! если происходит обмен хитами, то черные теряют темп в гонке, когда их фишка попадает на Бар
доводы для вариантов начального хода 6:3 также применительны и к 6:2 – оба хода очень похожи
большинство игроков играют этот вариант, стараясь сыграть гибко - предполагая, что они сильнее своих оппонентов
обычно вы пытаетесь сделать игру проще побегом
играть 13-7 13-11 преследуя основную идею быстро построить сильный Дом - ошибочно! это часто приводит к обмену хитами на Бар-пункте черных. если такое происходит, то черные теряют преимущество в гонке, когда их фишка попадает на Бар
аргумент для побега немного сильнее, чем при 6:2 и 6:3, а именно - есть только 11 комбинаций зар, при которых белые сбивают блот на 14 пункте, и в случае успеха, следующим ходом черные легко переведут фишку в безопасное место - в отличие от случаев с 6:2 и 6:3 с 15 такими комбинациями
также как и с 6:2 и с 6:3, данный ход может привести к комбинированной игре с множеством ранних и ответных хитов. если вы сильный игрок, то данный ход будет для вас предпочтительней
может ли это быть ошибкой - занять пункт в своем доме? возможно. общепринятая точка зрения говорит, что глубокий второй пункт занят слишком рано. также можно добавить, что 8-ой и 2-ой пункт не могут быть оба в прайме, a поэтому - зачем вам занимать второй пункт, имея уже занятый 8-ой?
какой ход наилучший? это зависит от личного усмотрения и типа игры, которого вы собираетесь придерживаться. возможно, ход 8-2 6-2 неплох, потому что многие не знают правильного ответа на него!
если играете одноочковый матч и вам марс не нужен, то предпочтительней будет побег на 14 пункт
если же сопернику выпала комбинация, при которой он занимает глубокий пункт в своем Доме (5:3, 6:4 и т.д.), то правильный вариант игры 6:4 – это занять 2-ой пункт в ответ
одним из доводов против побега применительно к 6-2, 6-3 и 6-4 является то, что следующим броском, если блот не собьют, черные будут вынуждены потратить ход, чтобы убрать эту фишку в безопасное место
существует четыре адекватных варианта сыграть бросок 4:3
исключим безопасный вариант 13-6, так как он не улучшает позицию
итак, из четырёх вариантов – три со сплитом задней фишки
самый "заезженный" сплит заднего Якоря!
этот ход хорошо согласуется с базовыми критериями. слот на 20 пункт (5 пункт противника) - классическая атака, оправдывающая риск. потому что свой и вражеский пятые пункты – важнейшие в игре
разгружаем 13 пункт и ставим строителя на 10, у нас появляются прекрасные варианты для занятия 4 или 5 пункта в нашем доме
в ответ белые будут сбивать 20 (5 для белых) пункт, если представится такая возможность и тогда битва за 5 пункт продолжится (за исключением случая, если сразу же черным выпадет зар 6:1, который конечно же следует сыграть 13-7 8-7, оставив борьбу за 5 пункт в своем доме)
сплит на 4 пункт противника
тот факт, что слот на 21 пункт чуть менее полезен, чем на 20, вполне компенсируется увеличением полезности занятия 9 пункта, вместо 10, так как усиливается атака на пункты в своём доме
разница между двумя этими вариантами настолько мала, что окончательный выбор зависит от игрока
может показаться странным, но часто корректным ответом белых является подбитие их 4-го пункта (21 на картинке), например, если им выпадет 5:4. многие игроки знают, что правильным будет подбитие одинокой фишки на своём 5 пункте после сплита противника, но почти никто не знает, что подбитие блота на вашем 4 пункте также корректно. и вот уже учитывая этот факт незнания новичками ответа сильные игроки частенько выбирают ход 24-21 13-9
еще один вариант сплита
этот ход заслуживает внимания в ситуации, когда при высоком счёте матча надо увернуться от Марсов. такой ход практически гарантирует, что Чёрные создадут продвинутый Якорь в Доме Белых, и будут вынужденны вести некоторую разновидность удерживающей игры
любопытно, что многие игроки на месте Белых не знают, как корректно ответить на такой ход!
последний вариант сыграть 4:3 - это снятие двух фишек с мид-поинта (13)
такая техника позволяет быстро построить прайм - если Белые не собьют Чёрных, то в следующем ходу Черные обязательно строят пункт, начиная формировать прайм
однако такая игра очень часто приводит к "войне праймов" (ситуация, когда у обоих противников построен прайм и проиграет скорее тот, кто первым начнёт его вскрывать), а это уже - труднейшая часть игры, что естественно на руку профи
существует три варианта розыгрыша 5:4
одним из них почти не пользуются - это побег 24-15. ход является не настолько ужасным, но он хуже двух остальных вариантов игры 5:4
как и в других случаях конструктивной игры, основная мысль здесь - перевод одного строителя, чтобы попытаться занять пункт в своем Доме следующим броском. поставить второго строителя на 8 пункт не идеально, но Черные вынуждены играть то, что выпало на костях. однако Черные имеют хорошие комбинации, такие как 4:1, 4:3, 5:2 и т.д. чтобы занять пункт в своем Доме следующим броском
слот на 20 пункт в Доме белых
это смелая попытка занять важный 5 пункт в Доме соперника. Белым следует сбивать блот большинством Единиц и Троек, и оставить фишки под ударом, если это будет необходимо. значимость 5-ых пунктов в начале игры такова, что оба соперника вынуждены рисковать, пытаясь занять их. например, если Белым выпадет 5:3 в следующем броске, то правильным ответом на 13-8 24-20 будет сбить блот на пункте 5 в Доме Черных, а не захватить пункт 4 в Доме Черных
если вариант 13-8 24-20 игры 5:4 будет удачным, то он дает большие возможности, по сравнению с конструктивным ходом 13-8 13-9, но опять же - вы должны сами определиться, с каким вариантом вам наиболее комфортно продолжать борьбу против конкретного противника
в ситуации gammon-go (играть на марс) следует делать более агрессивные ходы:
в ситуации gammon-save (уход от Марса) думайте прежде всего об обороне:
при выпадении дубля :