советы начинающим


новичок имеет установки, которые отличают его от мастера: "играть чтобы не проиграть" вместо "играть на победу". это связано с неумением оценивать и принимать риски. умение поставить себе стратегическую и тактическую цель, а также правильно оценить позицию поможет изменить отношение к игре, добавит уверенности

в начале партии боритесь за инициативу, т.е. рискуйте - это лучше, чем думать в первую очередь о том, чтобы не проиграть

вообще - научитесь создавать сложные позиции и успешно играть в них - это путь к успеху. но не усложняйте простое, но надежное

максимально полезно используйте выпавшие числа

не портите стиль своей игры, делая неуклюжие ходы из-за маловероятных угроз

внимательно делайте каждый ход - даже одна единственная упущенная возможность может дорого вам обойтись

при выборе из нескольких возможных ходов, старайтесь делать ход, приводящий к ощутимому (допустим - позиционному) достижению, которое останется у вас надолго

важный пункт - это пункт 7 у Бара вашего Дома (Bar-point), который не дает сопернику уйти из ловушки для изначального Якоря, если у него выпадет Шестерка, но конечно же, наиболее ценные пункты в начале партии - это пункт 5 в вашем Доме и такой же пункт в Доме противника. если вы займете эти пункты, то будете контролировать игру - если ваш камень побьют, то вы (почти всегда) сможете возвратить его в игру. вы должны любой ценой захватить эти пункты в начале игры. кроме того, так вы избавляетесь от беспокойства насчет "ловушек". захватив эти пункты постарайтесь держать их как можно дольше - вплоть до заключительной фазы игры

если в начале игры надо пойти куш Троек, то почти всегда лучше делать слот на Бар-пункте своего Дома, чем на таком же пункте, но у Дома соперника - потому что чужой Бар-пункт не позволяет с легкостью вывести потом оттуда эти фишки (это практически можно сделать будет только кушем). и еще - в самом начале партии ваш слот на чужом Бар-пункте (у чужого Дома) не в силах существенно помешать стеку ("Свечке") противника в противоположном углу доски на его Mid-poit 12. конечно, если зары позволяют занять одновременно два Бар-пункта (при куше Шестерок), то почти всегда надо делать именно так

в начале игры важную роль играет ваш пункт 8 (тот, который изначально - с тремя фишками), поэтому без большой необходимости не разрушайте его

если можете или сбить фишку или захватить пункт, то в большинстве случаев лучшим выбором будет удар по фишке соперника

прежде чем побить, подумайте, принесет ли это вам преимущество и убедитесь, что это не подвергнет вас угрозе быть побитым самому в своем Доме ("возвратный шот") или где нибуть еще

по возможности нужно всегда бить две фишки противника

всегда старайтесь бить наиболее продвинутые фишки соперника

старайтесь равномерно распределять фишки между занятыми пунктами. избегайте скопления большого количества фишек в одном пункте ("Свечка")

если в результате вашего хода неминуемо образуется блот в прямой достижимости соперника, тогда чаще всего (но не всегда!) предпочтительней играть фишкой, находящейся в чужом Доме (т.е. самой дальней вашей фишкой)

ходите так, чтобы уменьшить количество "хороших чисел" на зарах для соперника. основная идея при защите многих позиций - оставляйте для соперника возможность сыграть лишь невыгодное ему число

ход, приводящий к достижению двух целей, лучше хода, при котором достигается только одна цель

при угрозе проигрыша Марсом старайтесь при выполнении хода как можно чаще пересекать границы квадрантов доски, а входящие в свой Дом фишки размещать на 6 пункте

если у соперника уже есть одна фишка на Баре, в первую очередь лучше закрыть еще один пункт в своем Доме, а не бить вторую фишку соперника

в начале игры, когда Дом соперника еще не застроен, нужно не бояться оставлять там беззащитными одну или даже две свои фишки, чтобы повысить вероятность ближайшими ходами захватить один из важных пунктов доски

при возможности выиграть Марсом старайтесь быстрее выбрасывать фишки, даже рискуя оставить блот

если сомневаетесь в выборе хода, в первую очередь выбирайте передвижение фишек на их более продвинутые места

стойко переносите свойственные нардам "качели" - частый переход преимущества от одного игрока к другому, не теряйте при этом хладнокровия и способности к анализу ходов

вероятность зарядиться с первого же броска зар при наличии в чужом Доме лишь одной "форточки" равна 1/3, при наличии двух она равна 1/2, а при наличии трех "форточек" она равна 3/4

стратегии

очень важно следовать своему плану и не паниковать по пустякам

стратегия - это ваш план на игру, который вы пытаетесь выполнить (и который вам будет мешать выполнить соперник)

план в игре нужен обязательно. используются приемы:

эти три приема несовместимы друг с другом ни в какой комбинации

нельзя играть "на автомате" - каждый ход ситуация на доске меняется и может потребоваться изменение предыдущего плана. чтобы выбрать лучшую стратегию, следует анализировать ходы противника, чтобы понять его стратегию, и затем реализовывать противоположную ему стратегию

создание большего количества пунктов в своем Доме - эта стратегия имеет два преимущества

основное внимание новичок должен уделить отходу из Дома противника. в Доме противника размещены две ваши фишки и в ваших интересах убрать их оттуда как можно скорее, если противник застраивает свой Дом. два зара, которые позволят вам сделать это: 5:5 и 6:6. все другие зары оставляют вас с двумя блотами на доске

сочетание застройки своего Дома и отхода из чужого Дома - очень рискованная игра

обратная игра - создание двух Якорей в Доме противника, что мешает ему заводить свои камни в Дом и заставляет его подставляться под удары. при этом нельзя иметь "мертрвых" фишек и свечек (в том числе и на своем мид-поинте)

осторожная игра основана на том, чтобы не оставлять блотов. нужно создать как можно больше пунктов на доске и не дать противнику атаковать ваши фишки. эта стратегия не всегда выгодна, так как она не создает ВОЗМОЖНОСТИ. нужно помнить, что долгая осторожная игра - изнурительна и имеет существенный недосток - большую роль в ней начинает играть шанс - хороший зар (Джокер) может позволить противнику резко вырваться вперед

хитрости

если соперник создал несколько строителей на своем Дворе для захвата пунктов в своем Доме, без промедления устанавливайте Якорь. самые лучшие Якоря - это Якоря, расположенные на пунктах 18/5 ("Золотой Якорь"), 19/4 (четвертый пункт) и 20/7 ("Бар-пункт") - именно в такой последовательности приоритетов

если на ранней стадии противник создал в своем Доме линию, то очень желательно тут же создать продвинутый Якорь. если созданная противником линия находится на пункте 4, то надо пожертвовать всем, но создать Золотой Якорь на его 5 пункте. и, соответственно, если противник создал линию на пункте 5, надо всеми силами пытаться тут же создать свой Якорь на пункте 4

как только соперник установил продвинутый Якорь, приложите все силы, чтобы как можно быстрее установить свой

не стоит создавать Якорь на втором пункте (Deus Anchor) - потому что противник изначально имеет пункт на расстоянии 6 шагов (8 пункт). и еще - если противник создал Якорь в вашем Доме, то очень неплохо было бы создать пункт на Дворе на расстоянии 6 шагов от его Якоря (т.е. пять полей между вами и оппом)

если вы уже значительно отстаете в гонке, то можно отстать еще больше, чтобы повысить свои шансы на выигрыш (например - создавая ловушки)

если лидируете в гонке, старайтесь быстрее вытащить задние фишки ("дальний Якорь")

захватывайте пункты в своем Доме по порядку, начиная с самых дальних от края доски (т.е. ближних к Бару)

если вы застроили свой Дом и заперли в нем фишку, а сами еще имеете две дальних фишки, то лучше стараться одну завести в Дом, а только потом уже - вторую. или же, если выпал куш, то стараться иметь на своем Дворе эти две фишки сдвоенными (особенно - если они близко к Бару)

если же вы "охотититесь", то лучше две дальние фишки располагать "веером" т.е. "тащить" их в свой Дом одновременно, и на разных позициях

нельзя сплитить единственный Якорь, когда противник начал выставляться

куб удвоения

важно уметь правильно оценить позицию, ответив на вопросы - "кто находится ближе к победе" и "насколько вероятны шансы андердога". оценив позицию, вы получаете очень мощный инструмент коротких нард - куб удвоения, который усложняет игру и делает ее динамичной

хорошее правило для неясных позиций - "не удваивайте, если сомневаетесь". лучше оставьте куб у себя - это сильное оружие

имея блок на своей стороне доски и одиночную фишку в чужом Доме - если у вас больше шансов вывести запертую фишку, чем разрушить свой блок - удваивайте

при хороших шансах на выигрыш Марсом - воздерживайтесь от удваивания

если ваша фишка находится на Баре, удваивайте только при наличии ОЧЕНЬ большого преимущества

выброс

готовясь к выбросу: если вы спасаетесь от Марса - старайтесь заводить фишки на старшие номера своего Дома, а если в игре ситуация "гонок", то лучше стараться распределять фишки в своем Доме равномерно

когда оба соперника начали выброс, тот, у кого осталось меньше и фишек и пипов - должен удваивать

при выбросе в большинстве ситуаций лучше оставлять четное число фишек на двух последних пунктах - 5 и 6

при сомнениях какой ход лучше сделать при выбросе - делайте более агрессивный ход

по возможности всегда выбрасывайте фишку - не тратьте время на улучшение расположения своих фишек в Доме

ошибки

наиболее частая ошибка - слишком быстрое далекое продвижение фишек на самых первых ходах, которое чревато выводом их на Бар

частой ошибкой является занятия пункта 2 в своем Доме при выпадении комбинации 6:4 на первых ходах. да, при этом вы получаете пункт в своем Доме, но какой ценой? все, что вы сделали, - это сузили свои возможности, если выпадет "неудобное" число на зарах

другая ошибка - это спокойная начальная игра. нужно сражаться за стратегические пункты и продуманно рисковать, поскольку невозможно провести игру так, чтобы нигде не образовалось ни одного блота, и всегда лучше немного рискнуть СНАЧАЛА, чтобы получить значительное преимущество ВПОСЛЕДСТВИИ

еще одна частая ошибка, - начинающие игроки слишком рано уводят фишки из безопасного Якоря, когда у противника занято лишь два (или три, но разрозненных) пунктов в его Доме (с "окнами" между ними). в результате часто при этом вы теряете обе фишки и лицезреете как противник улучшает свою позицию, а вы не можете ничего вернуть на доску. в начале партии в такой ситуации может быть лучше сберечь Якорь и походить в другом месте, даже если при этом придется оставить где-то блот