стратегия


о каких-либо закономерностях и выводах относительно недетерминированных игр можно говорить только и только с позиции статистических показателей. в отношении отдельной игры или нескольких игр даже трудно применить термин "правильная игра" - иногда неправильный ход может оказаться удачным. вы можете выиграть партию, даже сделав ряд ошибок. но если вы хотите быть в плюсе при игре с сильными игроками и в течение серии партий, тогда надо оперировать статистическими данными

все ли зависит от зар?

представим себе, что в нарды сели играть два не новичка (игроки А и В), примерно одинакового уровня мастерства. и будут они играть, например, 100 000 тасов до 3 пойнтов каждый. какой у них будет счет? давайте разбираться

начнем с того, что не должно вызывать сомнений:

1. партий, в которых игроку А выпало на зарах больше, чем игроку В - столько же, сколько партий, в которых игроку А выпало на зарах меньше, чем игроку В. т.е. везение и невезение статистически делится поровну

2. игрок А играл партий Белыми (первый ход) столько же, сколько Черными (второй ход)

давайте на минутку предположим, что фишки игрока А никогда не мешают движению фишек игрока В. тогда партию всегда будет выигрывать тот, кто больше бросил очков на зарах. т.е. счет матча должен быть 50 000 : 50 000. ничья!

но, правила нард таковы, что пункт, занятый белой фишкой закрыт для черных фишек и наоборот, а значит, игроки могут мешать движению фишек соперника. поэтому в игре возникают ситуации, в которых игроки теряют очки - т.е. делают движений фишек меньше, чем всего за игру выпало очков на зарах

а вот потери очков зависят уже от того, как игроки расставляют свои фишки, т.е. от их мастерства. значит, выиграет этот матч из 100 тыс. тасов тот игрок, который лучше играет

случайность в нардах изначально предполагает ничью в матче двух равных по силе игроков. происходит это потому, что в длинной серии игр везти будет игрокам одинаково, и если каждый полностью использует свое везение, то общий счет матча будет ничейным. что можно сделать, чтобы изменить этот расклад?

в самом общем случае - есть только две возможности изменить соотношение очков от изначально одинакового соотношения: увеличить свои очки или уменьшить чужие - но увеличить свои очки вам не удастся, поскольку сыграть больше, чем выбрасывают зары, правила не позволяют. поэтому есть только второй путь: заставить соперника терять очки

есть всего два принципиальных источника потерь очков:

1. когда невозможно полностью сделать все движения хода, происходит потеря очков. это происходит тогда, когда противник занял много пунктов и создал позицию, в которой вы не можете сходить все, что выпало на зарах

2. на выбросе. эти потери не связаны с игрой соперника, а вызваны собственными ошибками. если вы будете неправильно заводить фишки в свой Дом, а потом еще и делать лишние движения в своем Доме, то будете терять очки

"как и почему?"

чтобы играть лучше соперника и, в случае длительного матча, выиграть у него, нужно стараться сделать три вещи:

  1. заставить соперника терять очки, создавая позицию, ограничивающие движение фишек соперника
  2. не позволить сопернику создавать позиции, ограничивающие движение ваших фишек
  3. правильно играть на выбросе, грамотно заводя фишки в свой Дом и заранее готовя лучшие позиции для скопления в Доме своих фишек

тот, кто лучше преуспеет в этих трех пунктах, будет иметь преимущество. произойдет это за счет тех случаев, когда по принципу случайности игра должна была бы быть равной, но за счет потерь один из противников проиграл, поскольку потери сместили баланс выигрышей в пользу более сильного игрока

попробуем разобраться в раскладе выигрыш/проигрыш более детально

все вышесказанное приведено в таблице

конечно, 25% безнадежных игр - цифра очень приблизительная, процент выигрышей при игре с соперниками разной силы - тоже не претендует на большую точность. но тут важна качественная оценка вопроса "кто и почему выигрывает в игре в длинные нарды"

стратегический принцип игры в длинные нарды: играть надо так, чтобы сохранить все очки, выпавшие на своих зарах и в то же время стараться заставить соперника потерять как можно больше очков, выпавших на его зарах

если всю стратегию сократить до одной фразы, получится: надо не терять очки. из этого практические выводы сделать трудно. поэтому давайте правильно обозначим, что это скорее общий принцип игры или некая суть игры

как ни странно, из этого совершенно абстрактного принципа, строится стратегическая схема игры. перейдем к ее рассмотрению

на доске при игре в длинные нарды находится 15 фишек, которые должны пройти путь в 24 пункта каждая, итого 360 очков. это означает, что теоретически каждый игрок должен бросить сумму очков цифр на зарах минимум 360 очков (если не считать игры, где соперник сдается). однако на практике никогда 360 очков не хватает для окончания игры. потому, что по ходу игры часто происходит потеря очков. число очков, выпавших на зарах и число реально сыгранных при этом игроком очков (пройденное фишками количество пунктов) никогда не совпадает. разницу между этими двумя числами и составляет потери очков. например: выпало на зарах 385 очков, а игрок произвел движений фишками по пунктам доски 360. потери составили 25 очков

потери очков происходят по трем основным причинам:

1. когда нет возможности на доске сделать ход (или часть хода), по правилам игрок пропускает ход (часть хода)

2. в конце игры при выбросе, если уже нет фишек на старших пунктах, надо выбрасывать фишки с младших - теряются очки. таких потерь редко удается избежать

3. неправильное перемещение фишек в Доме и непосредственно перед самым Домом

начнем с того, что стратегия игры определяется ее правилами и особенностями. поэтому давайте самые важные из них вспомним:

  1. передвижения внутри Дома ведут к потере очков
  2. заводить фишки далеко в Дом - невыгодно, это ведет к потерям очков

посмотрим на доску. доска состоит из четырех четвертей

несколько терминов, важных для дальнейших рассуждений:

итак, четвертей всего четыре. если говорить, например, о ваших, а не соперника фишках, то четверти расположены так (по направлению движения ваших фишек):

в разные периоды игры эти четверти имеют разное значение для игры. попробуем разобраться какое и когда

первая, самая простая, в общем и целом верная мысль, это - надо захватывать как можно больше пунктов, чтобы создавать трудности для движения фишек соперника и комфорт - для своих передвижений

однако, в дебюте игры пока еще мало фишек и серьезные проблемы создавать просто нечем. и тут важно играть малыми ресурсами предельно рационально. занимать не любые пункты, а только самые важные. а какие пункты самые важные? те, которые создают наибольшие проблемы для соперника! в начале игры самое уязвимое место на доске - это База. вызвано это тем, что много фишек собрано в руке, и выходить их можно с Руки только по одной

отсюда следует первый элемент стратегии: в дебюте играем в основном в I и III четвертях, т.е. в своей и чужой Базе. лучше всего помогает этому такой прием: одну фишку ходим с Головы, причем меньшую цифру зар, а другое движение делаем фишкой, которая ближе всего к чужой Базе, причем большую цифру зар. т.е. мы одновременно защищаем свою Базу и стремимся как можно быстрее захватить пункты в чужой Базе

стоит отметить один важный нюанс стратегического рисунка игры

все более-менее ясно в том случае, когда не удалось сколь-нибудь много пунктов занять в чужой Базе (1 или 2 пункта). в этом случае нужно стремиться быстро занять в своем Доме лучшие места (это 6, 5 и 4 на выбросе), можно при этом даже пожертвовать позициями в Базе соперника и переместить их в Дом - достаточно, как правило, даже одной фишки в чужой Базе, которая становится "мостиком" в Дом и никаких других функций не выполняет. рассмотрим пример

так же более-менее ясно, что делать, если вы успели занять более 3 пунктов в чужой Базе , а в руке соперника при этом еще много фишек. тогда надо играть на Марс: держать осаду до последнего, стараясь выдавить последние фишки соперника, защищающие выход с Руки (заменить их своими) и сделать классический Марс

а что делать в случае, когда в чужой Базе занято ровно 3 пункта? это баланс на грани равновесия, хотя этот баланс еще зависит от того, какие именно пункты заняты (старшие или младшие). будем рассматривать случай все же равновесия: 3 пункта и это не все старшие, например выход с Руки на 2, 4 и 5. в этом случае нужно смотреть много других факторов:

т.е. в каждой позиции возможен свой вариант развития игры: либо "душить" Базу дальше, либо плюнуть и постараться максимум мест занять в своем Доме. исходя из собственной оценки позиции на доске решаем, что важнее - чужая База или свой Дом

общий стратегический рисунок игры таков:

стараемся как можно быстрее вывести фишки в игру и, играть сразу в двух направлениях - занимаем пункты в чужой Базе и закрываем пункты в своей. чужой Дом на этой стадии игры используется только как транзитное пространство - занимать там пункты в дебюте не имеет смысла - надо стараться двигать фишки максимально эффективно к чужой Базе

с другой стороны нельзя допускать разрыва между фишками. в частности, не надо передвигать фишки из чужой Базы дальше в свой Дом, если еще не исчерпаны ресурсы атаки чужой Базы

в начале игры свой и чужой Дом имеют лишь тактическое, а не стратегическое значение - там не идет борьба за пункты - они служат лишь транзитом для продвижения фишек к Базам игроков. а вот База - уязвимое место. если перекрыть 3 или 4 пункта выхода с Руки, то мы уже создаем большие проблемы для соперника - он перестает играть так, как задумал, а старается выжить, не попасть в Марс, теряет тактическую и позиционную инициативу, а зачастую еще и терпит прямые потери очков

конечно, есть и нюансы

во-первых, соперник тоже пытается перекрыть пункты на вашей Базе, а также защитить свою Базу. поэтому возникает много вопросов:

это уже вопросы тактики игры в тех или иных позициях

старшие пункты или младшие?

вопрос очень важный

во-первых, вероятность выбросить 1,2,3,4,5 или 6 одинакова и нет разницы, выходить с Руки на 1,2 и 4 или выходить с Руки на 3,5 и 6. никакой разницы нет - но, только с точки зрения вероятности выпадения и частоты выхода фишек с Руки! тогда в чем же дело? почему старшие позиции в Базе так важны?

а что вынужден делать игрок, у которого блокирована База и хода с Руки нет? он будет ходить в других местах. хорошо, если у него есть запас ходов. когда они кончатся, ему придется открывать пункты, а значит ухудшать позицию, усиливать дефицит ходов и увеличивать риск проигрыша. значит сопернику надо, чтобы запас был больше и не заканчивался дольше. а вам - чтобы запас ходов соперника был меньше и закончился бы быстрее

что будет, если мы закрыли младшие позиции? если есть ход с Руки, то соперник его ходит, а оставшуюся часть играет, используя свой запас. закрыты младшие, значит выход с Руки по старшим цифрам, а запас используется на младшую цифру. и наоборот - когда закрыты старшие пункты, ход с Руки идет на младшие пункты, а запас используется старшими цифрами. итого получаем простой факт: когда закрыты старшие пункты Базы противника, то он быстрее расходует свой запас ходов и вероятность его проигрыша выше. в этом - и только в этом - все дело!

этот тактический прием универсален. создавая дефицит ходов (а это и блоки, и другие расстановки фишек, и прочее - и не только в чужой Базе), старайтесь в первую очередь перекрывать везде именно старшие ходы

атака или оборона?

исходите из следующих принципов:

  1. своя База ближе вам и дальше для соперника, а потому защищать ее легче - у вас большое преимущество в расстоянии. поэтому если вам зары дают мало очков, то занимайтесь обороной, а если много, то атакой. эта тактика лучше всего годится для начала игры
  2. если у вас есть достаточно авант (свободных фишек) вблизи чужой Базы, то все их надо стараться пристроить в чужой Базе, даже если зар дает вам мало очков
  3. если вам зар дает мало очков, но соперника тоже не балует, и у соперника вблизи вашей Базы нет авант, то надо атаковать
  4. если зар дает много очков, но вашей Базе создана реальная угроза захвата, то надо защищать свою Базу

угроза Базе (вашей или соперника) определяется

решение надо принимать, учитывая все три фактора

в целом примерную оценку позиции на Базе можно делать так:

итог

1. в начале игры ориентируемся на пипы: если опережаем соперника - то атакуем чужую Базу, если отстаем - то защищаем собственную Базу

2. атака чужой Базы - приоритет. пока есть серьезные шансы занять четыре и более пунктов (особенно - если старших), то стоит идти даже в рискованную атаку