мительшпиль


правило №3: занимаем свободные пункты

если задачи первой части игры уже выполнены - соперники поделили пункты на своей и чужой Базах - игра переходит в позиционную борьбу. одним из простейших принципов игры в середине партии является правило "занимаем свободные пункты". это правило особых объяснений не требует. однако:

часто новички теряются и играют не совсем правильно или даже - совсем не правильно

давайте вспомним картинку:

таков тактический рисунок игры в дебюте. здесь II (и IV четверть - для соперника) имеет лишь второстепенное значение, будучи транзитной зоной для прохода фишек к III (и I - для соперника) четверти (Базе соперника)

после того, как более-менее становится понятно, как сложилась борьба за Базы, начинается борьба за II и IV четверть, которые, на этом этапе, имеют стратегическое значение

какие из свободных пунктов - более ценные?

1. при прочих равных условиях более ценен тот пункт, который блокирует сопернику старшие ходы. естественно по принципу симметрии, настолько же важны те пункты, которые вам дают возможность ходить старшие цифры зар

пример того, как блокируются старшие ходы соперника

с пункта 14 Черные фишки готовы попасть следующим ходом на пункты 19 и 20, которые находятся на прямой видимости. если Черные следующим ходом займут пункты 19, 20, то, кроме всего прочего они с большой пользой используют большие очки, выпавшие на зарах. именно это делает пункты 19 и 20 наиболее приоритетными среди всех свободных пунктов. Белым есть смысл даже освободить пункт 15, сходив 15-19 и 18-20. с этой точки зрения пункт 21 гораздо менее важен!

2. при прочих равных условиях лучше те пункты, которые позволяют ставить фишки плотно, на соседние пункты

на этом рисунке показана позиция, в которой можно занять один свободный пункт фишкой с пункта 17 и один пункт фишкой с пункта 8

у Белых выбор: с пункта 17 можно сходить на пункт 20 или 21 и также с пункта 8 можно сходить в пункты 11 и 12. никакой принципиальной разницы между пунктами 20 и 21 в этой позиции нет. значит, определяющим при выборе хода будет ход с пункта 8. здесь и срабатывает правило "ставить рядом". поэтому ходим 8-11, 17-21. и вот что мы получаем:

3. при прочих равных условиях, пункты 4-6 в своем Доме важнее, чем пункты 1-3. если есть выбор, лучше застолбить эти три (а лучше - высшие) пункты

4. при наличии выбора, надо занимать пункты, находящиеся на прямой видимости от важных пунктов (свободных или даже уже занятых)

5. если вы по пипам заметно опережаете, то вам важнее занять пункты в своем Доме, чем ограничить соперника в его Доме

6. если вы сильно отстаете по пипам, то возрастает роль пунктов в Доме соперника (ваша II четверть) - лучше всего занять все пункты, кроме пункта 19. это так называемый прием "посадить на 6". чем труднее строиться в своем Доме сопернику, тем больше шансов, что он будет терять очки, и тем самым вы будете сокращать разрыв в пипах

как охотиться за свободными пунктами?

просто занимать те пункты, которые удается занять - типичная ошибка новичков. к захвату пунктов надо готовиться и ходить фишками не просто как-нибудь, а так, чтобы целиться в нужные (важные) пункты. ниже даны рекомендации как охотиться за свободными (или уже занятыми, но важными) пунктами:

1. если есть пункт, на который вы данным броском попасть не можете, ставьте фишку на расстояние прямой видимости от этого пункта, в надежде занять его следующим ходом

2. если есть выбор, ставьте фишку на расстоянии 6 пунктов от того пункта, на который охотитесь. если нельзя на расстоянии 6, то тогда 5 или 4 (равнозначно), далее 3, 2 ,1. в таком порядке уменьшается вероятность попадания на объект охоты следующим ходом

3. если на пути к объекту охоты уже есть Ваша фишка, ставьте вторую фишку рядом с ней, желательно с дальней от желаемого объекта стороны, но - обязательно в пределах прямой его видимости

4. если фишка, нацеленная на объект охоты, стоит в пункте, который не менее важен, чем объект охоты, то ваша задача - подтянуть туда аванту или две

5. лучше вести охоту не на один, а сразу на несколько свободных пунктов. поэтому старайтесь закрепляться в четверти, где вы активно играете. причем так, чтобы были удобные трамплины и чтобы два трамплина стояли рядом, а аванты на них ставьте равномерно

6. во время охоты не забывайте, что опытный соперник тоже знаком с правилами охоты и будет маневрировать своими фишками так, чтобы помешать вам. всегда цельтесь в свободные пункты с учетом возможности таких маневров соперника. как именно это делать, вы должны решать каждый раз в каждой конкретной позиции - такое умение придет к вам с опытом. главное - помнить те закономерности, на которых основан выбор решений!

7. одним из лучших средств борьбы с попытками соперника помешать охотиться на свободные пункты путем перестановок своих фишек являются двойные (стоящие подряд) трамплины, заряженные равномерно авантами. почему рядом стоящие аванты столь эффективны? это легко понять, посмотрев таблицу вероятностей. соперник, пытаясь снизить вероятность захвата свободного пункта, будет за счет перестановок перемещать свободный пункт ближе к вашей фишке. если вы перед этим поставили фишку на оптимальное расстояние 6, то теперь оно станет, например, 4, что снизит вероятность захвата вами важного пункта. для сравнения: вероятность на расстоянии 6 - 47%, на расстоянии 4 или 5 - 42%, на расстоянии 1 - 31%. однако если у вас - двойной трамплин, то вероятность снижается не так существенно и при этом сама по себе очень высока. например, при паре 6-5, вероятность 83% при отсутствии препятствий, а для 5-4 такая вероятность 72%

8. еще более эффективны тройные трамплины и тройные аванты. но, если нет аванта, в тройном трамплине можно пожертвовать одной из фишек-трамплинов для захвата нужного пункта. при этом снижение маневренности ваших фишек, а также эффективность авант на двойном трамплине станут не намного хуже, чем были



9. бывают случаи, когда очень важно занять свободный пункт и можно пожертвовать одним из трамплинов связки-двойки. при этом нужно сопоставить важность занимаемого пункта и ухудшение маневренности ваших фишек, а также эффективность авант на одиночном трамплине по сравнению со сдвоенными авантами

какие пункты невыгодно занимать?

бывают такие случаи, когда НЕ выгодно, чтобы у соперника НЕ было хода с какого-то пункта. как правило, это бывает, когда вы ловите соперника в ловушку. рассмотрим пример

в этой позиции стоит подождать и не закрывать пункт 23 - если Черные следующим ходом бросят 2:2, 2:3, то они будут вынуждены освободить пункт 21 и это даст возможность Белым сделать блок глухим (ходом 16-21) и увеличить шансы на выигрыш. а если пункт 23 занять, то ход на 2 противник пропустит, а на 3 и более высокие зары у него есть запас ходов и вам не удастся построить блок


правило №4: "тихий ход"

итак, мы заняли все свободные пункты, которые можно было занять. или те, которые необходимо было занять. что делать дальше? можно ли теперь ходить куда захочется?

ни в коем случае! эти "тихие ходы" иногда определяют результат тактической и позиционной борьбы соперников. даже когда все пункты заняты, всегда надо внимательно относиться к выбору хода

1. прежде всего, и в первую очередь, надо внимательно смотреть, куда ставить фишки в связи с возможным броском кушей. ход надо выбрать из имеющихся вариантов так, чтобы ни на одном куше не попасть в плохую позицию. или же, по крайней мере, чтобы ущерб был минимален

2. опасно может быть не только выпадение куша, но и просто какой-то цифры на зарах. и нынешний ход надо выбирать так, чтобы при следующем ходе, если выпадет эта цифра, ущерб был бы минимален

3. если ход не связан с захватом свободного пункта и охотой на него, то при всех прочих равных условиях надо стремиться избегать собирать "столбики", надо, наоборот, стараться фишки ставить рядом - плотно (в том числе - и в маленькие "столбики"). однако, эта рекомендация менее приоритетна, чем все остальные

безусловно, это совсем не полный список ситуаций, где важно умение сделать "тихий ход". главное - это запомнить, что правильный "тихий ход" может иметь решающее значение для партии - и относиться к таким ходам внимательно

и еще одно обязательно нужно помнить начинающим игрокам. часто можно слышать, что важно только то, что дают зары. что все зависит от Случая. а поэтому зачастую неопытные игроки делают ход, не исходя из наибольшей вероятности выигрыша, а по наитию. именно с этим связано у новичков чаще всего пренебрежение к "тихому ходу". они полагают, никакой разницы нет, как сходить