эндшпиль


правило №5: игра делается на выбросе

в конце игры потери очков происходят по двум основным причинам:

  1. при выбросе, если уже нет фишек на старших пунктах, надо выбрасывать фишки с младших - теряются очки
  2. неправильное перемещение фишек в доме и непосредственно перед самым домом

игра в эндшпиле преследует цель избежать именно таких ошибок, целиком и полностью вызванных собственной неправильной игрой, а не зарами

механизм этих потерь можно понять на следующем примере:

в позиции на рисунке фишки стоят на пунктах 14 и 15. для того чтобы выбросить эти фишки, нужно 21 очко. предположим первый бросок выпал 6:4. можно пойти двумя разными способами. вариант первый 15-21, 14-18. вариант второй 15-19, 14-20. теперь предположим, что второй бросок - 6:5. итого 6+4+6+5=21 очко. должно хватить для выброса фишек

вариант первый

21 очко выпало на зарах, однако выбросить обе фишки не удалось. игрок потерял 4 очка и в итоге вынужден сделать лишний ход

вариант второй

а здесь потерь очков не было

источник потерь очков - в выбросе фишек с младших пунктов за счет выпадения на зарах старших чисел (4-5-6). это основная причина потерь. т.е. зар дает большую цифру, а мы используем только ее часть, соответственно другую часть теряем

это прямые потери очков. и тут мы подходим к самому интересному. как и где теряются очки?

разделим свой Дом на две части:

- старшую зону выброса 4,5 и 6
- младшую зону выброса 1, 2 и 3

идеальная схема выброса фишек - это когда все, что выпадает на зарах, удается играть с нужного пункта сразу на выброс. но такое встречается крайне редко. даже если все фишки равномерно расположить в Доме, нет гарантии, что не придется в какой-то момент вместо выброса "улучшаться" в Доме, т.е. скорее всего, терять очки. как же избежать потерь? или хотя бы свести их к минимуму?

начнем с простого:

потери очков происходят в младшей зоне выброса, если на зарах выпадают большие цифры, а на старших пунктах фишек нет. значит, при заведении фишек в дом надо стараться заводить их в старшую зону выброса

вообще все варианты с "улучшением", т.е. с движением фишки внутри своего Дома или с заведением фишки сразу далеко в Дом - чаще всего приводят к потерям очков за исключением редких случаев. т.о., о потерях очков надо беспокоиться уже тогда, когда вы начинаете заводить фишки в Дом. сделанный вывод приводит к практической рекомендации:

рекомендация №1: при выпадении старших цифр на зарах в Дом надо заводить фишки, стоящие далеко от Дома, а при выпадении младших цифр - те фишки, которые находятся близко к Дому. во всех случаях фишки не должны попадать в младшую зону. исключение составляют фишки, которые по ходу игры попали в младшую зону вынужденно - из каких-либо тактических соображений в середине игры

рекомендация № 2: при заведении в свой Дом не ставьте фишки так, чтобы была большая разница в количестве фишек в "столбиках" рядом стоящих пунктов. лучше всего чтобы количество фишек в старшем пункте превышало соседний столбик меньшей цифры не более чем на две фишки

ниже представлено несколько вариантов нерационального построения фишек в Доме

           

на этих картинках, на первый взгляд достаточно похожие построения фишек. в обеих позициях до окончания игры нужно 51 очко. но это только на первый взгляд. на позиции первой картинки сразу три цифры, выпадающие на зарах, будут приводить к потерям очков: 2,4 и 5. причем потери от отсутствия 5 самые большие. вторая позиция построена намного лучше. в ней мало слабых мест. если выпадут Тройки, то фишка с позиции 6 сыграет на позицию 3, восполнив в какой-то мере дефицит Троек. кроме того, понятно, что потери очков при выбрасывании с 3 намного меньше, чем с 2 и 1

обратите внимание, что если фишек мало на большей цифре - это не зона возможных потерь очков. например, на второй картинке 6 - всего одна, а 5 - пять фишек. но 6 при этом - не зона возможных потерь. на этой же картинке 1 - четыре фишки, а 2 - две. здесь опять же 2 - не зона потерь очков

рекомендация № 3: если у вас есть фишка, соответствующая тому, что выпало на зарах, то эту фишку надо выбрасывать. никакие "улучшения" вместо прямого выброса не приносят пользу

рекомендация эта основана на отсутствии потерь при таком выбросе фишки. однако из этой рекомендации есть несколько исключений: и все эти исключения относятся лишь к случаю, когда в старшем пункте в доме всего одна фишка

в некоторых случаях в окончаниях игры необходимо учитывать и ситуацию на доске

ниже дана позиция, в которой выбор хода Белыми обусловлен не правильной схемой улучшения, а тем, что у них на доске останутся три фишки, а следующий ход - уже последний. дело в том, что у Черных три фишки, из них две они выбросят (если не выпадет куш) и останется только одна фишка на единичке

итак, белые могут выиграть следующим ходом только если бросят куш, иначе им три фишки не выбросить. на доске у белых - 15 пипов. после хода 2:1 у белых останется 12 пипов. это говорит о том, что белых могли бы спасти куши: 6:6 (24 очка), 5:5 (20 очков), 4:4 (16 очков) и 3:3 (12 очков). если с 6:6, 5:5 и 4:4 помогли бы даже до хода 2:1, то про 3:3 надо подумать как раз этим ходом! поэтому ходим 20-22, 21-22 (под куш 3:3), чтобы увеличить шансы на выигрыш!

исходя из рассмотренных выше примеров и понятия потери очков, можно предложить еще одну рекомендацию

рекомендация № 4: если выпадают младшие цифры (Единички и Двойки), по которым непосредственно фишки выбросить нельзя, то стоит внимательно посмотреть - возможно, их рациональнее использовать на исправление зон потерь очков

например, в позиции на картинке зары показали 1:1. это всего 4 очка. причем выбросить можно только одну фишку

           

в этой позиции лучше пожертвовать выбросом и исправить перекос на старших пунктах: 19 и 20. ходим три раза 19-20 и одну фишку двигаем с 22 на 23. сравните получившуюся после такого хода позицию с начальной. если потом по ходу игры выпадет две отдельные Пятерки (что очень вероятно), то ваша жертва окупится сторицей. а если выпадет куш 5:5 - то, возможно, этот ход окажется просто решающим!

еще один очень похожий пример

здесь напрашивается ход 15-19. но, во-первых, тогда удастся завести только одну фишку, а во-вторых, мы еще увеличим вероятность потери очков. причем в первую очередь при выпадении на зарах Пятерок. поэтому лучше сходить 14-16, а два движения использовать для снижения риска потерь при бросках Пятерок. в итоге получим позицию, в которой практически нет возможностей потери очков

еще один пример

здесь вместо 13-17, 17-18 лучше сыграть 13-17, 19-20 и риск потерь очков при выпадении пятерок сведется практически к нулю

полезно разобраться еще с одним вопросом, без которого понимание правильного построения фишек в доме будет неполным. вернемся непосредственно к потерям очков и рассмотрим несколько примеров

в первом случае бросок 5:4 (9 очков), а ход 23-*,24-*, т.е. на 3 очка. итого потери 6 очков. а во втором случае бросок 2:3 (5 очков) и ход 22-*, 23-*, т.е. 5 очков, а значит, потерь очков нет. получается, что потери зависят не только от положения фишек, но и от того, что выпадет на зарах

однако, правильная игра в нарды строится на статистических понятиях и вероятностях. поэтому, попробуем вычислить средние потери:

видно, что наибольшие потери происходят, когда фишка попадает в пункт 24 (Единица на выброс). потери очков с пункта 19 (Шестерка на выброс) равна нулю. однако, именно этот пункт наиболее опасен с точки зрения потери очков, если на доске нет фишек на пункте вашем пункте 20. потому, что тогда фишку приходится перемещать на позицию 1 (пункт 24), где она принесет в среднем 2,5 очка потерь. соответственно потери от фишки в пункте 20 (пятерка на выброс) велики, только если нет четверок, и фишку приходится переносить на пункт 24 (единица на выброс)

составлять инструкции на все случаи нардовой партии нецелесообразно. если вы усвоите основные понятия и логику некоторых правил и рекомендаций, то со временем научитесь нестандартные ситуации разрешать прямо по ходу игры. поэтому ограничимся несколькими примерами

в этой позиции Черные сильно отстают по пипам, но сумели занять выгодную позицию. видно, что у Черных большой запас ходов, и они не скоро откроют пункты 15, 16, 18, 21-23. потери ходов Белых здесь неизбежны. поэтому тем обстоятельством, что "улучшение в доме - это потери очков" можно сейчас пренебречь! удачно выпавший куш стоит использовать на перемещение фишек с пункты 19 на пункт 24. в пункт 24 попасть можно только при выпадении Пятерки. а вот в пункт 19 можно попасть при выпадении Двойки (с пункта 17), Пятерки (с пункта 14) и Шестерки (с пункта 13). и еще. очевидно, что Черные будут уходить в первую очередь с пунктов 15, 16, потом 18 и т.д. а значит, на пункт 19 попасть еще будет много шансов. лучше пока переместить все свободные фишки на пункт 24

рекомендация № 5: борьба за то, чтобы не терять очки в конце игры начинается еще в середине игры. как только становится ясным, что серьезных шансов поставить Марс сопернику, перекрыв все ходы с его Головы нет, немедленно надо начать борьбу за места в своем Доме - в Дом надо заводить фишку при первой же возможности, за редким исключением, когда есть очень важные цели в других местах доски

рассмотрим один очень популярный среди опытных игроков прием, когда в доме соперника перекрываются все пункты, кроме одного, так, чтобы он накапливался там, откуда можно выбросить фишку, только если на зарах выпадет Шестерка. это еще иногда называют "Посадить на шестерку"

в этой позиции шансы Белых выиграть равны примерно 70%. именно поэтому во время игры очень важно не допустить такой ловушки. это первый и очень важный довод к тому, что надо обязательно занимать пункты в Доме

наибольшие потери очков будут тогда, когда на старшем пункте намного больше фишек, чем на следующем меньшем. поэтому очень важно занять пункты рядом друг с другом. особенно ценные пункты, с которых выброс производят по цифрам 5 и 4

чем больше и удобнее для построения на выброс пунктов вы займете в своем Доме, тем больше шансов на победу при прочих равных условиях

если вы неудачно заняли пункты в Доме, то и накапливаться будете неудачно

на этом примере видно, что борьба за очки в самом конце игры формируется еще в середине ее

рекомендация № 6: в самом начале игры (в дебюте) борьба ведется за тактические цели - места в своей и чужой Базах. старайтесь определить момент, когда уже имеет смысл перестраиваться на максимально удобный захват пунктов в своем Доме и перекрытие возможностей соперника в его Доме