дебют


правило №1: одну фишку с Головы, вторую - в другом месте

с Руки можно брать только одну фишку. а их изначально в Руке 15 штук. поэтому скорость движения фишек в Базе ниже, чем во всех остальных четвертях доски - с любых других пунктов можно куши ходить со столбика хоть все четыре фишки, а с Руки - нельзя! такая особенность руки делает ее уязвимой и в тактическом плане в значительной степени игра в первой половине строится на попытке заблокировать ходы с Руки. отсюда и важность правила - одно движение с Руки надо ходить в первую очередь

пока фишек мало, игра фактически концентрируется на двух четвертях из четырех. у своей Руки и у чужой. идет захват чужой Базы и защита своей

и это и последующие правила не надо понимать буквально. это не обязательные для исполнения инструкции. скорее эти правила надо понимать как рекомендации, из которых нередко бывают исключения. в некоторых случаях можно и нужно, игнорируя выход со своей головы, обе фишки сыграть в другой части доски (не с Руки)

сыграть одну фишку с Руки, вторую в другом месте можно двумя способами. например, как на позиции на рисунке:

первый вариант расстановки фишек характерен для самого начала игры, когда надо как можно быстрее занять пункты на базе соперника. поэтому большую цифру играем для фишки, двигающейся к Базе черных. вообще первый вариант больше характерен для атакующего движения, а второй для оборонительного. какой вариант хода выбрать в конкретной игре, зависит от позиции, сложившейся к этому ходу - как правило, самые первые ходы делают по первому варианту - понятно, что пока фишек на полях мало, и об обороне думать еще рано, то можно играть агрессивно в атаке

по первому варианту ходить можно также еще в тех случаях, когда у соперника нет фишек, готовых занять свободные пункты на вашей Базе, т.е. они стоят вне зоны прямой видимости от свободных пунктов - еще не находятся в вашем Доме. такой же вариант хода надо выбирать, если все пункты у Базы уже заняты вашими фишками

вообще-то, расписать, когда применять первый, а когда второй вариант - невозможно, да и не нужно. с приобретением даже небольшого опыта, определить по ситуации правильный ход будет не очень сложно


правило №2. первые ходы

удачный ход - это тот, который привел при последующих бросках и ходах соперника к наилучшей позиции

правильный ход - это ход, сделанный с учетом всех возможных (благоприятных и неблагоприятных последующих) бросков зар и ходов соперника

удачным может оказаться и ошибочный, заведомо слабый ход. но это наудачу. постоянная игра на удачность хода точно приведет вас к частым проигрышам, хотя в отдельной игре и при отдельной позиции может и принести выигрыш

все, что будет обсуждаться далее, будет иметь ввиду только правильные ходы. ибо расчет на удачный бросок - это "игра на авось"

надо ходить по варианту: меньшая цифра зар играется с Руки и остается на своей Базе (очень желательно при этом - занимая свободный пункт), а большая цифра - это движение фишки, уже продвинутой в сторону чужой Базы (потому что при этом, как правило, вторым ходом удается занять пункт в чужой Базе). это можно уже считать началом атаки

порой от нескольких первых ходов может зависеть характер всей дальнейшей игры. есть такое понятие - дебютная катастрофа - неудачный ход, относительно быстро приводящий к поражению

одной из самых ярких отличительных особенностей нард является наличие кушей. в самом начале игры они дают возможность резко оторваться от соперника в развитии. они же могут дать возможность одним ходом получить решающее тактическое преимущество. а могут разметать по доске ваши фишки или раскрыть все жизненно важные пункты сопернику. но даже если неправильная расстановка фишек в начале игры приведет просто к потере хода - тоже плохо

большой выбор ходов в самом начале игры бывает редко. и, как правило, начало игры - это попытка игрока разорваться на два фронта:

в начале игры борьба идет в основном в I и III четвертях

в I и III четвертях формируется баланс сил на Базах игроков. а от этого зависят тактические и стратегические схемы дальнейшей игры соперников

есть две схемы захвата: агрессивная и умеренная

агрессивный захват чужой Базы

агрессивная игра (атака) сопровождается отсутствием целенаправленной защиты своей Базы. игровая тактика заключается в том, что, занимая пункты в чужой Базе, вы вынуждаете соперника обороняться, и на атаку у него остается мало ресурсов

чтобы разобраться с этим еще раз вернемся к нардовой топологии

как правило, в игре важно иметь возможность сходить все четыре движения выпавших кушей. однако нардовая доска ограничена 24 пунктами и зачастую бывает, что негде развернуться. чаще всего приходится ходить сразу несколько ходов с одного столбика на другой. с этой точки зрения есть на доске один маршрут, который можно выделить особо. этот маршрут иногда называют "караванной тропой". это ход 5:5 с руки: 1-6-11-16-21. и такой же ход с чужой руки: 13-18-23-4-9

все пункты на "караванной тропе" являются особенными. эти пункты имеют стратегическое значение на всех стадиях игры (кроме завершающей части - выставлении). среди них наиболее важные пункты 4, 6, и 18, 16

рекомендация № 1 - занимайте пункт 18(6). занимайте пункт 16(4), чтобы перекрыть сопернику "караванную тропу" (или чтобы самому можно было ходить 5:5 далеко от Руки). это первые цели, которые вы можете обозначить, если у вас есть выбор, какие пункты на Базе соперника занимать

рассмотрим еще пару примеров

в этой позиции Черным выпали те цифры, которые невозможно ходить с Руки. им приходится ходить те фишки, которые у них в запасе. например, они могут сходить 20-2, 3-8. или 16-21, 21-3. оба варианта неприятны для Черных - слишком неудачно стоят фишки. представьте себе, что следующий ход Белых будет 5-5. очевидно, что в этом случае, Черные полностью оголят свою Базу, а все Черные фишки скопятся далеко от Базы всего на трех пунктах - 2,3,8

теперь второй пример

Черным опять на зарах выпали цифры, которые не дают сделать ход с Руки. более того, представим себе, что следующий бросок Черных будет 3:3 - тогда подряд два броска у Черных не позволяют им ходить с Руки. однако, несмотря на это, открыть у Руки придется только один пункт (например, пункт 19)

почему такая разница в приведенных примерах: в первом разрушительные движения собственных фишек, во втором - вполне приемлемые последствия?

когда перекрыты старшие пункты Базы противника, свободные фишки противника должны делать ходы, передвигаясь на большие расстояния и это усиливает разобщенность его фишек на нардовой доске. это сразу же ослабляет позицию соперника и соответственно дает вам позиционное преимущество. а если перекрыты младшие пункты его Базы, то хотя тоже происходят те же процессы, но - в несколько раз медленнее. кроме того, перекрытие старших пунктов приводит к разрушению "караванной тропы" и в значительной степени сокращает возможности организовать "тропы" для других кушей. когда у соперника выпадают старшие куши - это приводит к очень серьезным ухудшениям его позиции. а несколько кушей могут вообще привести соперника к Марсу

рекомендация № 2 : старайтесь занимать старшие пункты в Базе соперника

однако пользоваться рекомендацией "занимайте старшие пункты" можно только с учетом конкретной позиции

в этой позиции есть два основных варианта хода. первый вариант - атакующий, агрессивный, второй вариант- взвешенный, осторожный

вообще, Базу соперника условно можно разделить на две зоны атаки: агрессивную и умеренную

обычно построение ваших атакующих фишек в зоне умеренной атаки - вынужденное. либо зар не дал достаточно очков продвинуть фишку дальше, либо ход с Руки был важнее и в атаке сыграно оставшееся движение хода, хотя для занятия пунктов в зоне агрессивной атаки опытные игроки частенько жертвуют ходом с Руки

на рисунке особенно выделен пункт 16, потому, что он относится к обеим зонам атаки. кроме того, стоит вспомнить, что пункт 16 рекомендован к атаке в первую очередь, т.к. он лежит на "караванной тропе"

но есть еще одно свойство пункта 16 - это геометрический центр Базы соперника. т.е. если вы поставите на пункт 16 фишку, соперник не сможет построить блока более чем в 3 фишки в пределах своего выхода с Руки. и тогда через это пункт удобнее всего (если он в этой четверти всего лишь один) выводить фишки из II четверти в IV т.е. удобно заводить фишки в свой Дом через заблокированную Базу соперника. а если ваша фишка будет не в центре чужой Базы, тогда соперник сможет построить блок из более чем 3 фишек

умеренная атака

- дает возможность выстроить хорошую защиту своей Базы, соответственно сдержать агрессивную атаку соперника;
- через нее удобнее выходить фишки из II четверти
- из нее трудно заводить фишки в Дом, тем более - в дальние пункты Дома
- приводит к повышению вероятности остаться в Доме на минимуме пунктов (зачастую всего на одном пункте)
- блокада пунктов в этой зоне слабо эффективна с точки зрения атаки как таковой

агрессивная атака

- очень эффективна с точки зрения блокады Руки соперника
- из нее удобно заводить фишки в Дом
- требует значительных затрат очков
- опасна возможностью построения блоков на пунктах 9-16 в качестве контригры соперника
- трудно сочетается с защитой собственной Базы

принципы атаки чужой базы в дебюте

1. если есть выбор, лучше захватить пункты 16 или 18 в первую очередь
2. старайтесь подтянуть в чужую Базу как минимум свою вторую фишку
3. если есть выбор - занимайте старшие пункты (17, 18, 19)
4. фишки желательно располагать подряд (16-17 или 17-18 или 16-17-18) - разрывы между своими фишками нежелательны
5. занимать крайние пункты в чужой Базе (14 и 18) рекомендуется только при наличии еще фишек во II четверти - в прямой видимости свободных пунктов Базы соперника, готовых захватить еще пункты и обеспечить "мостик"

необходимо правильно оценивать ситуацию на Базе соперника и на своей Базе. очень важно определять критическую ситуацию на Базе соперника

критической для соперника является, как правило, потеря четырех пунктов у своей Руки. наличие трех пунктов для выхода с Руки - состояние неустойчивого равновесия. поэтому, если у вас есть шанс захватить четвертый пункт - можно пойти на риск: не ходить с Руки, не занять свободный пункт и т.д.

критическое состояние соперника - это когда вероятность его проигрыша становится заметно выше 50%. однако критичность состояния зависит не в последнюю очередь еще от двух факторов: наличия свободных фишек (запаса ходов) и количества оставшихся в Руке фишек


факторы критичности ситуации в чужой Базе

критичность ситуации у чужой Руки зависит от нескольких факторов. ниже они даны в порядке возрастания значимости:

1. запас ходов фишек, свободных от защиты пунктов для выхода с Руки. тут точную оценку давать непросто

2. количество фишек в Руке. здесь характеристика дается для ситуации, когда у соперника есть запас ходов. если выход с Руки всего на 2 пункта, то критично наличие в руке более 6-7 фишек. если ход только один, то критично наличие в руке 4-5 фишек

3. количества пунктов, доступных для хода с Руки. здесь для характеристики возьмем ситуацию: в руке еще есть 5-6 фишек или больше и свободных ходов фишек за пределами базы не очень много
3 пункта - равновесие
2 пункта - критическая ситуация, в которой соперник вынужден думать только о том, как бы уйти от Марса
1 пункт - реальная угроза Марса

однако здесь надо учитывать, что есть большая разница в том, какие именно пункты доступны. чем старше заняты пункты, и чем они плотнее, без разрывов - тем меньше у противника шансов избежать проигрыша, причем вероятность Марса высока

рассмотрим варианты перекрывания ходов с руки соперника, начиная с трех закрытых пунктов. ниже даны некоторые конфигурации в порядке усиления атаки, т.е. каждая следующая конфигурация опаснее предыдущей для соперника (на пункте 13 находится Рука Черных)

ниже приведен пример: вы играете Белыми, ваш соперник - Черными и отмечено какие позиции в чужой базе заняли Белые

в дальнейшем будем показывать только верхнюю правую часть этой картинки. например, последнюю картинку покажем так, как нарисовано ниже (буква Р внутри фишки означает Рука Черных):

ситуация, когда вы у чужой Руки заняли всего 1-2 пункта, сопернику ничем не угрожает. за редкими случаями трагического невезения соперника. рассматривать все это нет смысла

три фишки у чужой Руки - это равновесная позиция. насколько в целом ситуация на доске хороша или нет для Черных - зависит от позиции на остальной части доски

поэтому при расстановке на младших пунктах от 1 до 4, разницы, как стоят фишки - почти нет. здесь надо скорее руководствоваться общими соображениями позиции в целом. т.е. общим дефицитом ходов соперника. опять же, чаще всего большого выбора, куда поставить фишку - нет

1     2

3     4

эти четыре комбинации (№1-№4) практически равнозначны, здесь важнее будет дефицит ходов вообще - на всей доске, чем стремление занимать старшие пункты

посмотрим теперь варианты №5-№9

5     7

8     9

с каждым передвижением атакующих фишек на более старшие пункты, ситуация для Черных меняется в худшую сторону. однако фактор неплотного расположения фишек в какой-то мере нивелирует рост преимущества Белых. и эти комбинации можно считать практически равными

отметим только, что конфигурации №5-№9 предпочтительнее, чем №1-№4. и все же пока все еще ситуация на остальной части доски важнее для выбора (если есть выбор!) как расставить свои три фишки

с каждым передвижением внутри чужой Базы трех фишек Белых к старшим (ключевым) пунктам, напряжение в игре все больше смещается в сторону Базы Черных - она становится все важнее и важнее для обоих игроков. при расстановке №10-№11 игра Черных теряет гибкость и все больше направлена на спасение партии и аварийный вывод своих фишек с Руки

10     11

расстановки №12-№13 - уже по-настоящему опасны!

12     13

все, что дальше - уже серьезное преимущество для Белых и реальная опасность Марса для Черных

14

вариант №14 (захвачены ходы с руки 4, 5 и 6, пункты 17, 18, и 19) дает шансы на победу на 10-20% выше, чем №1 (захвачены ходы с руки 1, 2 и 3, пункты 14, 15, и 16). Черные находятся в очень тяжелой позиции, и только удачные броски и очень точная игра в обороне могут спасти от поражения. фактически здесь полное позиционное превосходство Белых

очень опасная для Черных ситуация №15-№18

15     16

17     18

и все же вероятность проигрыша Черных с Марсом здесь не столь велика, чтобы назвать позицию катастрофой - при удачном выпадении старших незакрытых пунктов (3-5 подряд бросков с 4, 5 или 6 на заре - совсем не редкость), Черные могут не только уйти от Марса, но и выиграть. в такой позиции очень важно, какая позиция в Доме Белых. поэтому, стоит серьезно подумать не только об осаде, но и о захвате пунктов в их Доме

перекрывание все более старших пунктов, заметно увеличивает опасность для Черных. разница в том, какие младшие пункты перекрыты, не столь существенна

19 20

варианты №19 и №20 по опасности для Черных примерно равны

перекрытие ходов с руки Черных на 5 и 6 - это перекрытие кислорода для них. они на самой грани катастрофы - вариант №21

21

вариант №22 - уже просто катастрофа для Черных. спасти их может только чудо

22

и последний вариант №23 - в спасение вообще трудно поверить

23

однако, если:

- есть запас ходов Черных фишек на остальной части доски;
- на оставшихся для хода Черных пунктах есть запас по 2-3 фишки;
- с Руки надо убегать всего 1-2-3 фишкам
то можно играть в надежде на благосклонность зар, особенно на удачные куши для эвакуации из опасной зоны

пять занятых пунктов у чужой Руки - это уже, однозначно, игра на Марс со стороны атакующих Белых. а со стороны Черных - отчаянная попытка уйти от Марса, вероятность которого очень высока. здесь очень высока цена как количества фишек в Руке у Черных, так и запаса ходов Черных фишек в остальной части доски. от варианта 24 к варианту 29 вероятность Марса увеличивается очень заметно

24 25

26 27

28 29

вероятность Марса при варианте 29 выше, чем вероятность при варианте 24 примерно на 5-10%. в варианте 29 уйти от Марса поможет уже даже не просто чудо, а какое-то совершенно невероятное везение. особенно если в руке 5-6- фишек

почему же старшие пункты столь важны? неправильное понимание этого факта может приводить к ошибкам в игре. на самом деле, выпадение и старших и младших цифр - совершенно равновероятно. откуда тогда такая неравнозначность?

отсутствие старшего хода с Руки приводит к разобщению фишек и разведению их далеко друг от друга по доске. образующиеся разрывы опасны тем, что в них соперник будет ставить блоки, стремясь сделать их непреодолимыми. однако все это правильно и характерно для начала игры

в случае же осады фишек в Руке соперника, главным становится давление на оставшиеся фишки, чтобы выдавить их и окончательно заблокировать выход с Руки, что означает высокую вероятность Марса. с этой точки зрения важно насколько велик запас свободных фишек соперника. когда перекрыты старшие пункты, с Руки даже если удается ходить, то мелкие цифры, а крупные используются на уменьшение запаса ходов, который от этого быстро расходуется и соперник вынужден освобождать пункты у своей Руки. если же перекрыты младшие ходы, с руки ход получается большей цифры, а запас расходуется гораздо медленнее. именно поэтому тактический прием старайтесь занимать старшие пункты у Руки соперника столь эффективен

если нет возможности достроить блок у чужой Руки - переставьте фишки в чужой Базе с младших пунктов на старшие. аналогично при обороне своей Базы - если нет возможности занять еще один выход с Руки, переставьте имеющуюся фишку на старшие пункт

в этой позиции Белые не могут поддержать атаку и подтянуть еще фишки, чтобы занять пункты 18 и 19. но они могут переставить свои фишки так, чтобы они блокировали выход с Руки зарами 4, 5 и 6. эта стойка лучше, чем, если бы пункт 14 был свободным, и его удалось занять. кроме того, вполне вероятно, Белые займут еще один из двух освободившихся пунктов 15 и 16. эти пункты в прямой видимости Белых фишек с пунктов 9, 10 и 12. учитывая, что в Руке у Черных еще 6 фишек, можно сказать, что позиция у Черных очень тяжелая