составные блоки


блоки у чужой Руки были Марсовыми, блоки у чужого Дома - Ойновыми. составные блоки могут быть и Ойновыми и Марсовыми

составной блок - это блок, состоящий из фишек в I и IV четвертях игрока, т.е. одно звено - в дальней части своего Дома, а второе звено - в первых пунктах своей Базы (Рука и несколько прилегающих к ней фишек). пример такого блока дан на картинке ниже

"составной" - потому, что состоит из двух независимых частей: в I четверти (у Руки) и в IV четверти (в Доме). в каждой части может быть от 1 до 5 фишек

для составного блока характерно:

большая устойчивость блока на разрушение. понятно, что, несмотря на то, что блок непрерывный, движение между его двумя частями отсутствует, что ограничивает передвижение фишек. например, в позиции на картинке выше все броски зар 4, 5 и 6 у Черных - будут пропадать. в то же время Белые будут играть почти все, что бросят. очевидно, что Белые свернут свой блок раньше, чем Черные - свой.
наиболее устойчив блок с 3 фишками в каждой части. потому, что играются в этом случае только Единицы и Двойки

наиболее опасен для соперника блок с 5 фишками в Доме и 1 фишкой в Руке

в отличие от Марсового блока в своем Доме, составной блок рано или поздно придется разбирать - перемещать все фишки, расположенные в I четверти (у Руки) в свой Дом. поэтому чаще всего такие блоки - Ойновые. но, если запертых блоком фишек - много и если много фишек в блоке находится в своем Доме, то блок может оказаться и Марсовым

шансы на победу при использовании составных блоков

начнем с самого простого. блок 8-13. поймана одна фишка. у кого из игроков, сколько шансов на выигрыш?

посчитаем ходы, начиная с этой позиции

шашке с пункта 13 до пункта 10 надо пройти 22 позиции, это - три хода (средний ход в нардах - 7). еще на выброс 15 фишек нужно в среднем семь ходов, предполагая, что один из них (по статистике) - куш. итого - 10 ходов у Черных

Белым надо пройти 15 позиций (от пункта 7 до пункта 22), т.е. два хода. и те же семь ходов на выброс, итого 9 ходов. вроде бы равенство. у Черных 10 ходов, но они ходят первыми, а у Белых - 9 ходов

исходя из этого, делаем оценку, что шансы на Ойн у обеих сторон 50%. но ... у Белых первый ход возможен, только если а) Черные сходят фишкой с Руки (т.е. им выпадет на зарах Пятерка или Шестерка) и б) на одном из зар Белым выпадет 6. это обстоятельство заставляет внести в расчеты уточнения

вероятность удачного первого хода Белых - 11/36 * 21/36 или около 18%. это не так мало. но если Белые все же пропускают ход, Черные уже получают преимущество в 1 ход. если белые пропускают второй свой ход, то преимущество Черных 2 хода и т.д. при этом все же надо учитывать и то, что и Черные могут споткнуться на блоке Белых фишек 22-24 - пусть даже он и маленький

пропустим утомительные раскладки вероятностей и рассмотрим итог: в целом шансы на выигрыш Белых составляет около 45%, а Черных - 55%

теперь попробуем добавить Белым фишку в пункте 7. это дополнительно 2-3 хода к тому, что было в предыдущих расчетах. тогда шансы на победу: у Белых - 35%, у Черных - 65%

если в пункте 7 застряли 3 фишки Белых, то получим дополнительно 5 ходов к первоначальному расчету. итого шансы на победу: у Белых - 15%, у Черных - 85%

пять и более фишек Белых в пункте 7 - это реальный Марс

теперь попробуем разобраться с блоком 9-14

здесь мы прямые расчеты делать не будем, а просто сравним предыдущую позицию с нынешней. сдвиг блока на 1 пункт означает:
- расстояние для Белых сократилось на 1 пункт. понятно, что это на расчеты повлиять заметно не может
- Черным надо уводить лишнюю фишку с пункта 14. до пункта 9 расстояние 19 пунктов, это примерно 3 хода. это значит, что Черным нужно 13 ходов, Белым 10. т.о. изначально в этой позиции шансы Белых на победу примерно 60%
- но Белые могут начать движение только если первым броском у Черных выпадет Шестерка, что уменьшает шансы Белых. если же Черные смогут не выбросить Шестерку и во второй свой бросок, то шансы Белых дополнительно уменьшатся

можно попробовать посчитать и немного по-другому:
1. Черным на выход нужно завести Домой с пунктов 13 и 14 две фишки. по 3 хода на каждую, всего 6 ходов и 7 на выброс. итого 13 ходов
2. Белым при первом удачном броске надо 9 ходов. вероятность выигрыша у белых оцениваем как 9/13, т.е. примерно 70%. но с учетом корректировки на неудачные броски - 60%
3. каждая новая Белая фишка увеличивает шансы Черных примерно на 10%. т.е. две Белые фишки (в пункте 8) - почти равные шансы, три Белые фишки - Черные впереди - около 60%, четыре фишки Белых - около 70% выигрыш Черных, пять фишек - у Черных шансы 80%, шесть фишек - у Черных шансы 90%, и т.д.

если составной блок сдвигать далее, то шансы Белых при одной их фишке существенно увеличиваются. дальше приводить расчеты нет никакого смысла. предлагается просто пользоваться сводной таблицей шансов для составных блоков

в этих расчетах много допущений и упрощений. к результатам расчетов не следует относиться как к математически точным. но качественную оценку позиции эти цифры отражают правильно. в частности из этих цифр вполне можно исходить при принятии решения об удвоении

шашки пойманные в чужой Руке (а финальный блок - в своем Доме)

представьте себе, что вам удалось успешно атаковать Базу соперника. и вот у вас построен блок из 6 фишек

а что дальше? как дальше правильно играть?

блок в пунктах 14-19 полностью перекрыл все ходы с Руки. блок глухой, перепрыгнуть его нельзя. теперь Белые спокойно пройдут через всю доску в свой Дом, после чего блок будет свернут и постепенно тоже перейдет в Дом. за это время свободные Черные фишки уйдут и расположатся в своем Доме

заходить в Дом и сворачивать блоки надо строго по схеме!

сначала все свободные фишки надо завести в пункты с 19 по 24, при этом старайтесь складывать фишки в пункт 19 . блок сворачивается, начиная с увода фишки с пункта 14, далее фишку 15 и т.д. при этом не забывайте, что блок не должен оставаться длиной меньше 6 фишек, пока вы не перекроете весь свой Дом

в результате у вас должна получиться примерно такая позиция

начиная с этого момента надо выбрасывать только фишки, которые не открывают ни одного пункта, т.е. те, под которыми еще есть ваша фишка (в приведенной выше позиции это фишки на пунктах 22 и 23). в первую очередь выбрасываем такие фишки с пунктов 20-24, отдавая предпочтение тем, которые ближе к пункту 24. с пункта 19 ходим фишки, когда бросок - 6 или больше нет фишек, не открывающих пункты. когда открывание пунктов становится неизбежным, открывайте, начиная с 19, потом 20 и далее. при этом по-прежнему, выбрасываем только лишние (не открывающие пунктов) фишки или открываем пункты в последовательности 19, 20, 21 и далее

возможны редкие исключения

если ваших фишек уже мало, можете сами оценить, стоит ли по-прежнему открывать пункты с одного края, жертвуя оптимальным выбросом (сворачивая фишки вместо выброса). скажем у вас уже всего 4 фишки. лучше выбросить две фишки, даже если освободятся пункты 23 и 24, тогда следующий бросок с высокой вероятностью будет означать Марс. а сворачивание может вам оставить прикрытыми пункты 23 и 24, но у вас останется 3 фишки, что означает еще наиболее вероятно 2 хода для завершения выброса. т.е. у соперника появится еще один ход в качестве соломинки утопающему. большой сложности такие ситуации не представляют. при наличии 4-5 ваших фишек на доске, вы сможете сами оценить - выбрасывать или сохранять схему сворачивания

что еще надо знать про именно этот Марсовый блок? несколько приблизительных оценок:

- если у соперника заперта одна фишка, это означает Марс на 50%
- если у соперника заперты две фишки, это означает Марс на 80%
- если у соперника заперты три фишки, это означает Марс на 95%
- если у соперника заперты больше трех фишек, то избежать Марса можно только в волшебном сне

когда заперта всего одна фишка, важно, где она находится к моменту, когда начнется освобождение пунктов

если вы стараетесь поставить Марс, то стремитесь, чтобы запертая фишка стояла в пункте 18. если это ваша фишка застряла, постарайтесь поставить ее и держать в пункте 16 или 15. несколько пояснений по этому пункту

как правило, фишки в Доме застрявшего игрока оказываются свернутыми к пунктам 11 и 12 (см. позицию выше). поэтому, если застрявшая фишка будет стоять на пунктах 13 или 14, то на выброс 4 или 5 будет вынуждена ходить к пункту 18. чтобы этого не допустить, при первой возможности переставьте ее:

- в пункт 17 (если у оставшихся фишек есть запас ходов только по Единицам)
- на пункт 16 (если у оставшихся фишек есть запас ходов только по Единицам и Двойкам)

чтобы спровоцировать фишку соперника встать на пункт 18, можно нарушить порядок сворачивания блока и при закрытых пунктах 19-24, уходя фишки с пунктов 14-18 в Дом, в первую очередь открыть пункт 18. тогда, выбросив на зарах 5, соперник вынужден будет встать в пункт 18

еще несколько слов о блоке в своем Доме. как правило, в большинстве случаев, этот блок строится под прикрытием уже имеющегося блока в III-ей четверти (в чужой Базе), т.е. является производной от блока у чужой Руки. игрок должен сам определить момент, когда уже нет смысла пытаться блокировать чужую Базу и постараться как можно больше занять мест в Доме. а в случае дефицита ходов соперника, попробовать выдавить соперника из своего Дома, сделав блок глухим. этот тонкий момент требует хорошего понимания позиции и большого игрового опыта

еще более сложны в оценках ситуации с неглухими блоками. но все вышеописанные правила полностью применимы и к ним

"построить на 6 в Доме"

бывает так, что по разным причинам, в т.ч. по беспечности, соперник не ввел еще в свой Дом ни одной фишки и вы там хозяйничаете. в этом случае важно уметь делать "построение на 6". на рисунке показана одна из таких позиций

такое построение встречается не столь часто, но и не так уж и редко

преимущества "построения на 6"

1. фишки соперника выстраиваются в один пункт в Доме. это позже приведет к большим потерям в случае бросков 5 и 4
2. заход фишек соперника ограничен одним пунктом, поэтому соперник испытывает дефицит ходов и это приводит к прямым потерям очков, потому, что некоторые броски просто пропадают
3. высокая эффективность против очень большого преимущества соперника по пипам

недостатки "построения на 6"

1. прием не имеет большой эффективности, если вы имеете существенное преимущество (а не отставание) по пипам
2. прием критически чувствителен к броску 6:6. т.е., если заведя в Дом все фишки на 6, соперник бросит такой куш, то он практически всегда выигрывает
3. прием критически чувствителен к моменту ухода блока ваших фишек из чужого Дома. если в этот момент у вас будет 3-4 мелких броска подряд, то скорее всего выиграет соперник
4. исполнение приема требует очень точной игры и не прощает ошибок
5. прием часто связан с повышенным риском для вашей Руки, т.к. требует отдать выход с Руки при бросках Шестерок

как построить ловушку на 6

специфика этой ловушки заключается в том, что ход ее построения противоречит тактике игры в начале и середине игры. вспомним, игра в начале идет в Базах - своей и чужой, а Дома - и свой и чужой - они являются транзитными зонами. т.е. фактическое построение "ловушки на 6" начинается после завершения попыток создать Марсовый блок в чужой Базе и построения надежной защиты в своей Базе

посмотрим характерную позицию:

ни Белым, ни Черным не удалось создать серьезной угрозы у чужой Базы. при этом своя База защищена неплохо. теперь первоочередной задачей обоих игроков будет борьба за места в своем и чужом Доме

"построение на 6" - довольно тонкий прием и он во многом зависит от благоприятных условий и ошибок соперника. дать точный план строительства этой ловушки - нельзя. нужно внимательно следить за игрой - и при наличии возможности строить фишки в нужном порядке. но некоторые тактические хитрости отметим

для успешного построения ловушки важно защитить в самом начале игры старшие позиции в своей Базе

не всегда есть возможность перекрывать совсем все ходы сопернику. если это не удается, то надо стремиться перекрывать прямую видимость к свободным пунктам

пример на картинке ниже

еще один похожий пример на картинке ниже. белым выпало 4:2. если правильно сыграть, прямую видимость можно закрыть

для построения "ловушки на 6" очень эффективны перестановки фишек в своем Доме. несколько примеров на картинках ниже

перестановки фишек для полного или частичного построения "ловушки на 6" всегда связаны с определенным риском, т.к. приходится открывать дополнительно пункт 7, который соперник обязательно займет и с Руки ходов станет еще меньше. это обстоятельство надо всегда иметь ввиду, принимая решение - перестроиться или нет. посмотрим пример

на позиции Белые бросили 6:4 и решили "перестроиться на 6". это возможно - ход 4-10 17-21, но при этом Балые оголили свою Базу. черные бросают 6:5 и закрывают уже 4 из 6 пунктов в Базе - ход 2-7 23-4. а ведь у Белых еще 5 фишек в Руке! а теперь оцените во что вылилось решение Белых построить "ловушку на 6"

если Черные закроют пункт 6, то у Белых выход с Руки только Двойкой и вероятность проиграть Марсом очень велика. поэтому при построениях "ловушки на 6" надо точно оценивать все риски

соперник тоже может готовить такую же ловушку. а потому, при первой же возможности старайтесь забросить хоть одну фишку в его Дом, в пункты его выброса 1-5 - это бесповоротно испортит сопернику возможность построить "ловушку на 6"

иногда попытка заблокировать в Марс чужую Базу может быть более важной целью. тут игроку всегда придется выбирать по ситуации и конкретной обстановкке на доске

при уводе фишек в свой Дом из "ловушки на 6" мелкие броски лучше использовать для перестроения ("улучшения") в своем Доме, а крупные - для увода фишек по очереди, начиная с дальней - сначала довести ее до Дома и только потом - уводить следующую

если вы бросили куш, то тоже можно нарушить порядок увода фишек в Дом, сыграв те две фишки, которые попадают в Дом за два движения каждая

если бросок позволяет фишку завести в Дом сразу, то можно немного нарушить порядок увода фишек из ловушки и сыграть ту фишку, которая заходит в Дом (лучше - в пункт 7)

примеры игры по предыдущим двум рекомендациям даны на картинке ниже:

бороться с этой ловушкой можно и контригрой: построить такую же ловушку

если не получается "построить на 6", стройте в качестве контригры "построить на 5". это хоть и не полная, но зато хоть какая-то компенсация