классификация блоков


1. по месту расположения:

- марсовые, расположенные в III и IV четвертях игрока, строящего блок
- ойновые, расположенные в I и II четвертях игрока, строящего блок
- составные, они собираются по частям: часть во II-ой, а часть - в III-ей четвертях игрока, строящего блок

2. по протяженности:

- полные
- ограничивающие
- создающие помехи

3. по плотности расположения фишек в блоке:

- непрерывный
- разъемный, когда внутри блока есть пункты (разъемы), доступные фишкам соперника или занятые ими

разные типы блоков существенно разнятся по ценности и по способу построения, а также по способу сворачивания и по устойчивости

наиболее значимые блоки

1. блоки у чужой Руки (III четверть). это атакующие и в случае успеха - Марсовые блоки
2. блоки у чужого Дома (II четверть). это оборонительные блоки, даже в случае успешности - Ойновые
3. составные блоки. чаще всего - результат контригры. могут быть и Ойновыми и Марсовыми

особняком стоят два блока, играющие важную роль:

4. блок в собственном Доме с фишкой соперника, запертой этим блоком в его Базе
5. блок "на 6" в Доме соперника

важно знать кое-что о том, как играть, когда у игрока сразу два блока, что делать, если идет противостояние блоков соперников и т.д.

блоки у чужой Руки (в чужой Базе, в III четверти)

блок у чужой Руки - типичный Марсовый блок

что делать, если соперник строит чрезвычайно опасный Марсовый блок у вашей Руки (в вашей Базе) и вы не можете ничем помешать в этом построении? в некоторых случаях есть возможность организовать контригру, т.е. создать иную угрозу сопернику, которая может оказаться даже опаснее для него, чем его Марсовый блок - для вас

вспомним, какой блок соперника - самый опасный? конечно блок на старших пунктах в вашей Базе. рассмотрим конкретную позицию

кажется, что игра для Черных закончилась - Марс неизбежен. на зарах выпало 6:5 и ходить 15-21 - можно, но это скорее затянет агонию - большая вероятность того, что тогда в ближайшие 1-2 хода, Белые займут пункт 22. но оказывается, у Черных есть очень сильный ход!

6-11 , 6-12

и вдруг выясняется, что Черные тоже построили глухой блок. это называется "контригра". не факт, что Черные здесь выиграют. многое зависит от зар. но, обратите внимание:
- у Белых множество пунктов, куда можно ходить. и они будут играть все, что бросят на зарах. очевидно, что любой большой куш разрушит блок 16-20
- Черные играть будут практически только 1 и 2 - на что у них есть немалый запас и с Руки и в других пунктах. т.е. все большие броски у Черных будут пропадать, однако не разрушая при этом их позицию. блок Черных намного прочнее, чем блок Белых!

ясно, что Белым надо было позаботиться об этом раньше. например, держать фишку в пункте 12. а еще лучше - держать оба пункта 11 и 12

всегда стоит помнить, что просто оборона - не единственный способ игры. при первой же возможности организуйте контригру

если соперник построил в своем Доме сборный блок против вашего Марсового блока на старших пунктах в его Базе, надо организовать контригру. конкретно - немедленно перестроить блок в свой Дом (двинув фишки из вашего блока), открыв сопернику старший ход с его руки, чтобы он сам разобрал свой сборный блок

при построении блоков, а прежде всего, при построении Марсового блока в чужой Базе на старших пунктах, надо не забывать о возможности соперника создать сборный блок в качестве контригры

и рассматриваемая нами позиция очень характерная и очень поучительная. дело в том, что показанными событиями мотив контригры в той позиции не заканчивается!

теперь очередь Белых искать контригру и пытаться разрушить, казалось бы, бетонный блок Черных. как здесь надо грамотно играть дальше за Белых? в последовательности убывания приоритета:

зачем все это?

во-первых, не тратить зря запас ходов фишек в пунктах 1,3 и т.д. в I-II четвертях

во-вторых, открыв Черным ход 18, Белые могут надеяться, Черные бросив 3:3 откроют пункт 11 - блок будет сломан и у Белых появится шанс прорваться к своему Дому, а тогда Марс гарантирован. на самом деле, даже просто несколько бросков с четверками и тройками поломают блок Черных.

конечно, это может и не сработать. пара больших кушей, например 6:6 или 5:5, а потом 4:4, могут сломать блок Белых, в том числе блок 19-24. но, все же, контригра - это серьезное повышение шансов на выигрыш

здесь не просто так появилось слово "немедленно". у Белых есть приличный запас ходов фишек в пунктах 1,3,5. но, если сначала просто ходить этими фишками, а Черные будут ходы, в основном, пропускать, то, когда Белые вынужденно перестроятся в свой Дом, окажется, что у Черных еще много запасных ходов, а у Белых - их нет. если Черные не бросят 4:4 или 3:3, то благополучно дождутся, когда Белые откроют пункты 19 и 20, и прорвутся в свой Дом. а если Белым перестроиться сразу, то Белые начнут расходовать свой запас на младших пунктах одновременно с Черными и шансов победить у Белых станет намного больше

но в рассмотренном примере у Черных слишком много фишек в Руке и прием слома сборного блока не кажется эффективным, поэтому приведем другой пример

Белые бросили 4:2. что делать? ломать блок Черных! 7-9, 18-22 (сильный ход!). и сравните, что получилось теперь:

очередь бросать зары у Черных и ЛЮБАЯ их Тройка или Четверка позволит Белым победить с Марсом. и именно потому, что Белые открыли пункт 18

на самом деле есть и более простые и понятные варианты контригры. например, построение такого же блока у чужой Руки. т.е. ваш соперник строит блок на вашей Базе, а вы - на его. или он блокирует фишки в вашей Руке, а вы строите опасный блок в его Доме

важно помнить еще одно. как правило, построение блока у чужой Руки отвлекает все ваши ресурсы, и строить одновременно блок у своей Руки становится проблематичным, это дает шанс вашему сопернику. поэтому: