блоки


блок - это построенные плотно в ряд фишки одного из игроков. блок построить очень нелегко, по той причине, что соперник всегда этому противится. но уж если вы его построили, то УЖЕ создали себе преимущество. насколько оно большое - зависит от многих факторов

блок - это оружие наибольшей убойной силы. т.е. позиционная борьба, захват наиболее выгодных позиций, создание четко выраженного дефицита сопернику - это тонкие инструменты, медленно, но верно позволяющие набирать игроку преимущество. а блок - это уже тяжелая артиллерия, особенно глухой блок

блок - это источник постоянного и неприятного дефицита ходов для соперника, причем дефицита сплошного (например, дефицита ходов 1-2-3-4, если в блоке 4 фишки)

кроме того, блок, как правило, это то место, где у вас большой выбор ходов и сопернику трудно загонять вас в дефицитную позицию

* * *

блок в 3 фишки серьезной опасности сопернику не представляет, но если его грамотно, в нужном месте поставить и сочетать с другими блоками или иными видами преимущества, то он вполне может быть эффективным инструментом. такой блок наиболее эффективен в начале игры в базе соперника

* * *

4 фишки - серьезный повод для беспокойства соперника. если этот блок в базе соперника в позиции, закрывающей сопернику ход с руки на 3,4,5 и 6 (как на рисунке), то такой блок уже на 70% - Марс. хотя многое зависит от количества фишек в руке на момент установки блока. очень эффективен такой блок и в своем Доме

* * *

5 фишек - блок очень опасный практически в любом месте

* * *

6 фишек - полный или глухой блок. в чужой Базе и в своем Доме - Марс, которого соперник может избежать лишь чудом

* * *

все вышесказанное - конечно же, с оговоркой, что в остальном пространстве доски соперник не создал вам адекватных неприятностей и у вас есть достаточный запас ходов, позволяющий держать блок

блоки требуют от противника накапливания фишек на концах блока

у новичков возникает ощущение, что большой и хороший блок, это когда надо бросать только Шестерку для того, чтобы перепрыгнуть блок. на самом деле не имеет значения, какой нужен для перепрыгивания бросок: 1, 3, 6 или любой другой. все цифры в этом смысле равны. возьмем блок из 5 фишек и рассмотрим его особенности

в этой позиции Белые могут перепрыгнуть блок, только бросив Шестерку на одном зарике. вероятность такого броска 11 бросков из 36 (31%). это, грубо говоря, один бросок из трех. поэтому, во время остальных двух (гипотетически - неудачных) своих бросков задача Белых - накапливать фишки на пункт 15, чтобы ВСЕ броски с Шестеркой использовать ТОЛЬКО для переброски фишек через блок. такова единственно правильная тактика борьбы с чужим блоком. более того, надо постараться собрать в пункт 15 не менее 5 фишек на случай, если будет выброшен куш 6:6: одна фишка в пункте должна оставаться ВСЕГДА, чтобы блок не стал "глухим", а четыре фишки Белые перебрасывают через блок

* * *

обратите внимание на позицию на доске

блок из 5 фишек Белым нужно перепрыгивать на Шестерку. надо в пункте 4 накапливать фишки и все выпавшие Шестерки ходить только 4-10. однако в данной позиции запаса в пункте 4 у Белых нет. неприятным выглядит выпадение зар 3:3. а 6:6 будет просто катастрофой - пункт 4 придется освободить и блок рискует стать "глухим"

пункт, отстоящий от пункта накопления на шаг перепрыгивания оказывается важным! в принципе, остальные пункты вблизи точки накапливания тоже имеют значение (если конечно, как в данном примере, блок не глухой), но вторая точка около блока (в данном случае - пункт 3) имеет особое значение. всегда надо стремиться ее занять! в этой точке тоже можно накапливать фишки, если на первой точке это сделать не удается. при блоках на 3 есть еще и третья точка. и о ней тоже стоит позаботиться, но ее значение уже не настолько важно

для борьбы с блоком важно не отдавать первую и вторую точку накопления, возможно, что и третью. приоритет при этом у первой точки. в первую очередь накапливать фишки надо в ней. затем по важности - вторая и только потом третья точка

* * *

блок не обязательно должен быть непрерывным (шашки подряд) и вот вам пример:

в этой позиции, в случае хода Черных, шансы на выигрыш у сторон практически равны. а вот если ход Белых - то Белые ходят 4-6, 4-10 и оказывается, что у Белых уже блок из 5 фишек, хотя они и не стоят плотно рядом друг с другом. заняв пункт 10, Белые оставили Черным только одну возможность перепрыгивать блок - Пятеркой. мало того, перекрыв пункт 6, Белые создали реальную угрозу Черным заглушить свой блок, если Черные бросят 5:5 и вынужденно покинут пункт 11. Белые, заняв его, смогут дострить теперь уже "глухой" блок на пунктах с 10 по 15. ситуация после этого хода Белых для Черных выглядит крайне сложной

итак, после хода Белых позиция выглядит так:

здесь пункт 10 - критически важный. если бы пункт 10 заняли Черные, то перепрыгивали бы блок из 4 фишек. тогда они имели бы ход через блок на Пятерки и на Шестерки - это означало бы практически равные шансы на победу, при некотором позиционном преимуществе Белых

как видно из этого примера, блок может быть и не сплошным, но оставлять всего один-два хода (5:2 и 6:5 в данном случае) для преодоления его

* * *

достраивание блока фишками, непосредственно не примыкающими к блоку - один из приемов, позволяющих увеличивать преимущество, которое дает блок. наиболее эффективным является одновременный захват пункта, фактически удлиняющего ваш блок и захват соответствующей второй точки получившегося блока

иногда достраивание блока можно производить даже в ущерб позиционной борьбе на других участках доски. как правило, это имеет смысл, когда таким образом удается из блока в 4 фишки сделать блок в 5 фишек. между блоком 4 и блоком 5 огромная разница в получаемом над соперником преимуществе

преимущество, которое дает блок, особенно блок в 5 фишек, имеет оборотную сторону. как уже говорилось ранее, способ борьбы с блоком - это накапливание на первой точке блока (т.е. перед самым блоком). в основном речь идет о блоке из 5 фишек. и если этот прием провести грамотно, накопить достаточно фишек, то выпавший куш 6-6 сводит все преимущество блока к минимуму, а то и выводит преодолевшего блок игрока вперед - с этим практически ничего сделать нельзя - такова игра в нарды - пара удачных выбросов противником зар 6-6 и вы, имея до того солидное преимущество, можете проиграть

стоит упомянуть и еще одну точку блока, на расстоянии кратном перепрыгиванию блока. это, например, для стандартного блока в 5 фишек, пункт на расстоянии 6 от конца блока. если закрыть этот пункт, то можно несколько снизить потери от удачных кушей соперника, преодолевающего ваш блок кушами 6-6. хотя эффект от такого перекрытия все же не очень существенный

итак, блок из 5 фишек, являясь самым эффективным, после глухого блока, тем не менее, уязвим в случае удачных кушей соперника

в этой позиции от куша 6:6, которые могут бросить Черные, нет приема. но есть одна точка - это пункт 11. если его закрыть, то, выкидывая куши и перебрасывая фишки через блок, Черные, все же вынуждены будут в значительной степени накапливать фишки на пункте 5. а это уже дает позиционное преимущество Белым. конечно же, и остальные пункты (с 6 по 12) тоже имеют значение, но пункт 11 - особенный

сравните ту же позицию, которая была бы, если бы пункт 11 был занят Белыми:

об этом построившему блок игроку нужно помнить и заранее обдумывать, что можно предпринять для снижения потерь. в частности, нужно заблаговременно перекрывать точку за блоком. нужно, по возможности, строить фишки так, чтобы преодолевшие блок фишки вставали на позиционно невыгодные пункты. почти всегда в таких случаях речь идет о зоне выброса. поэтому, вынуждайте соперника скапливать свои резко вырвавшиеся вперед за счет кушей фишки на отдельных, не стоящих друг рядом с другом пунктах (например, на выброс 5 и на выброс 3 - как в данном примере). после этого, даже разобрав и уведя свой блок, вы имеете шанс выиграть за счет неудачного расположения фишек соперника в зоне выброса