ошибки начинающих в коротких нардах

наиболее частая ошибка - слишком быстрое далекое продвижение шашек, которое чревато выводом их на борт

частой ошибкой является занятия пункта 2 при выпадении комбинации 6:4 на первых ходах. да, при этом вы получаете ценный пункт в своем доме, но какой ценой? все, что вы сделали, - это сузили свои возможности, если выпадет неудобное число на зарах

другая ошибка - это спокойная начальная игра. нужно сражаться за стратегические пункты и продуманно рисковать, поскольку невозможно провести игру так, чтобы нигде не образовалось ни одного блота, и всегда лучше немного рискнуть СНАЧАЛА, чтобы получить значительное преимущество ВПОСЛЕДСТВИИ

важный пункт - это пункт 7 у бара вашего дома (который не дает сопернику уйти из ловушки, если у него выпадет 6), но конечно же, наиболее ценные пункты - это пункт 5 в вашем доме и такой же пункт в доме противника. если вы займете эти пункты, то будете контролировать игру - если ваш камень побьют, то вы (почти всегда) сможете возвратить его в игру. вы должны любой ценой захватить эти пункты в начале игры. кроме того, так вы избавляетесь от беспокойства насчет “ловушек”

еще одна частая ошибка, - начинающие игроки слишком рано уводят шашки из безопасного якоря, когда у противника занято три (или более) внутренних пунктов. в результате часто при этом вы теряете два камня и лицезреете как противник улучшает свою позицию, а вы не можете ничего вернуть на доску. в такой ситуации, как правило, лучше сберечь якорь и походить в другом месте, даже если при этом придется оставить блот


советы начинающим играть в короткие нарды

новичок имеет свои установки, которые отличают его от мастера. это касается установки “играть чтобы не проиграть” вместо “играть на победу”. это связано с неумением оценивать и принимать риски. умение поставить себе стратегическую и тактическую цель, а также правильно оценить позицию поможет изменить отношение к игре, добавит уверенности. другой аспект отношения к игре – это дисциплина. очень важно следовать своему плану и не паниковать по пустякам

стратегия - это ваш план на игру, который вы пытаетесь выполнить и который вам будет мешать выполнить соперник
• в игре на обгон (вы с соперником не контактируете) - быстрее добраться до дома
• в игре на удержание - блокировать, выбить или поймать в ловушку вражеские камни

план в игре нужен обязательно, если вы хотитет продвинуться дальше новичка. используются приемы: последовательное продвижение, блокировка пунктов и праймы. эти три приема несовместимы друг с другом ни в какой комбинации

важно уметь правильно оценить позицию, ответив на вопросы - кто находится ближе к победе и насколько вероятны шансы преследователя. оценив позицию, вы получаете очень мощный инструмент коротких нард - куб удвоения, который несомненно усложняет игру и делает ее более динамичной

создание большего количества пунктов в своем доме. эта стратегия имеет два преимущества
- вы затрудняете отход противнику
- если вы бьете блоты противника, ему трудно будет ввести их в игру

сочетание застройки своего дома и отхода - очень рискованная игра

основное внимание новичок должен уделить отходу из дома противника. на домашней доске противника размещены две ваши шашки. в ваших интересах убрать их как можно скорее, если противник застраивает свой дом. два зара, которые позволят вам сделать это: 5:5 и 6:6. все другие зары оставляют вас с двумя блотами на доске

обратная игра - создание двух якорей в доме противника, что мешает ему заводить свои камни в дом и заставляет его подставлять их под удары

осторожная игра основана на том, чтобы оставить как можно меньше блотов. нужно создать как можно больше пунктов на доске и не дать противнику атаковать ваши камни. эта стратегия не всегда выгодна, так как она не создает ВОЗМОЖНОСТИ. нужно помнить, что долгая осторожная игра - изнурительна и имеет существенный недосток - большую роль в ней начинает играть шанс, и хороший зар (джокер) может позволить противнику резко вырваться вперед  

чтобы выбрать лучшую стратегию, следует анализировать ходы противника, чтобы понять его стратегию, и затем реализовывать противоположную ему стратегию

в начале игры, когда дом соперника еще не застроен, можно не бояться оставлять беззащитными одну или две свои фишки, чтобы повысить вероятность ближайшими ходами захватить один из важных пунктов доски

если соперник создал несколько строителей для захвата пунктов в доме, без промедления устанавливайте якорь. Самые лучшие якоря - это якоря, расположенные на пунктах 18 (“золотой”) и 20

старайтесь равномерно распределять фишки между занятыми пунктами. избегайте скопления большого количества фишек в одном пункте (“свечка”)

по возможности нужно всегда бить две шашки противника

всегда старайтесь бить наиболее продвинутые фишки соперника

прежде чем побить, подумайте, принесет ли это вам преимущество

если у соперника уже есть одна фишка на баре, в первую очередь лучше закрыть еще один пункт в своем доме, а не бить вторую фишку соперника

перед тем как сбить фишку соперника, убедитесь, что это не подвергнет вас угрозе быть побитым самому (“возвратный шот”)

как только соперник установил продвинутый якорь, приложите все силы, чтобы как можно быстрее установить свой

если вы уже значительно отстаете в гонке, то можно отстать еще больше, но только чтобы повысить свои шансы на выигрыш (например - создавая ловушки)

если лидируете в гонке, старайтесь быстрее избавиться от задних фишек (“дальнего якоря”)

если можете или сбить фишку или захватить пункт, то в большинстве случаев лучшим выбором будет удар по фишке соперника

захватывайте пункты в доме по порядку, начиная с самых дальних от края доски

при угрозе проигрыша марсом старайтесь при выполнении хода как можно чаще пересекать границы квадрантов доски, а входящие в дом фишки размещать на 6 пункте

научитесь создавать сложные позиции и успешно играть в них - это путь к успеху

максимально полезно используйте выпавшие числа

не усложняйте простое

в начале партии боритесь за инициативу, это лучше, чем думать в первую очередь о том, чтобы не проиграть

не портите стиль своей игры, делая неуклюжие ходы из-за маловероятных угроз

при выборе из нескольких возможных ходов, старайтесь делать ход, приводящий к одному из ощутимых позиционных достижений, которое останется у вас надолго

при хороших шансах на выигрыш марсом воздерживайтесь от удваивания

стойко переносите свойственные нардам “качели” - частый переход преимущества от одного игрока к другому, не теряйте при этом хладнокровия и способности к анализу ходов

при возможности выиграть марсом старайтесь быстрее выбрасывать фишки, даже рискуя оставить блот

в начале игры важную роль играет пункт 8, поэтому без большой необходимости не разрушайте его

если сомневаетесь в выборе хода, в первую очередь выбирайте передвижение фишек на их лучшие места

если ваша фишка находится на баре, удваивайте только при наличии большого преимущества

нельзя играть “на автомате”, каждый ход ситуация на доске меняется и может потребоваться изменение предыдущего плана

ходите так, чтобы уменьшить количество “хороших чисел” на зарах для соперника

при наличии в вашем доме нескольких фишек соперника не отправляйте на бар его вырвавшиеся на свободу фишки, а максимально усиливайте свой блокирующий прайм

внимательно делайте каждый ход - даже одна единственная упущенная возможность может дорого вам обойтись

если хотите выиграть в обратной игре, то не торопитесь застраивать свой дом

если в обратной игре ваши фишки блокированы не полностью, то подставляйте свои свободные фишки под удар, чтобы выиграть время и не разрушить свою оборонительную позицию. такой метод называется - “круговорот”

основная идея при защите многих позиций - оставляйте для соперника возможность сыграть невыгодное ему число

самый простой способ удлинить прайм - это поставить в конце него слот

хорошее правило для неясных позиций - не удваивайте, если сомневаетесь. лучше оставьте куб у себя - это сильное оружие

при выбросе в большинстве ситуаций лучше оставлять четное число фишек на двух последних пунктах

когда оба соперника начали выброс, тот, у кого осталось меньше фишек и пипсов, практически всегда должен удваивать

в “войне праймов” выиграет тот, кто сможет дольше сохранить свой прайм от разрушения, поэтому в этот момент особенно ценны маленькие числа и “танцы на баре” (пропуски хода). старайтесь ходить так, чтобы стали невозможны ходы большими числами

если у вас больше шансов вывести запертую фишку, чем разрушить прайм - удваивайте

при сомнениях какой ход лучше сделать при выбросе - делайте более агрессивный ход

по возможности всегда выбрасывайте фишку, не тратьте время на улучшение расположения своих фишек

если в начале игры надо пойти 6, часто лучше сделать слот на чужом бар-пункте, чем на своем

ход, приводящий к достижению двух целей, лучше хода, при котором достигается только одна цель

в затяжной игре ценность захвата важных пунктов увеличивается многократно

когда вы достигли хорошей позиции, более важно улучшать ее, чем сбивать фишки соперника