вист


это командная игра для четверых

играющие вместе игроки (партнеры) сидят друг против друга. после каждого робера партнеры меняются. партнерство устанавливается не по желанию, а по жребию: все игроки перед началом робера вытягивают карты из колоды и таким образом определяют, кому с кем играть: две старшие карты объединяются против двух младших, а тот, у кого самая младшая карта - сдает

используется полная колода в 52 карты. каждому игроку сдается по 13 карт. старшинство — от туза до 2

робер выигрывает та сторона, которая первая выигрывает две партии одного робера. три робера образуют тур


раздача

колоду снимает игрок, сидящий справа от сдающего. раздавать карты сдающий начинает с игрока, сидящего слева. карты раздаются по одной. свою последнюю карту сдающий переворачивает и показывает всем игрокам — ее масть будет козырной. эта карта остается открытой до момента использования ее сдающим в розыгрыше

во время сдачи запрещается смотреть карты и собирать их - это можно сделать только после того, как козырь объявлен

если сдающий сделал ошибку при раздаче карт, право сдачи переходит к следующему за ним игроку


розыгрыш

запрещено комментировать ход игры любым, даже самым невинным образом, дабы избежать обмена информацией между партнерами

игрок, который сидит слева от сдающего, ходит первым. следующие ходы делает тот игрок, который взял предыдущую взятку. игроки должны сносить требуемую масть. если нет требуемой масти, то можно класть карту любой масти ЛИБО бить козырем (это не обязательно). тот игрок, который выложил на стол самую старшую карту, берет себе взятку

карты взятки переворачиваются лицом вниз и ни в коем случае больше не смотрятся никем

цель каждой сдачи — взять как можно большее число взяток. номиналов у взяток нет, цена каждой - один понт. понты имеют заранее оговоренную стоимость


запись

после того, как все карты разыграны, сторона с большим количеством взяток записывает на себя по одному понту за каждую взятку больше шестой. иногда засчитываются онеры - козырные ТКДВ. в этом случае за все онеры, имеющиеся во взятках у одной стороны, записывается 4 понта, за три онера — 3 понта, и т.д. но чаще всего онеры в висте не считают

собирает взятки, а также ведет запись один из партнеров с каждой стороны. игрок, который записывает счет, проводит горизонтальную линию, над ней записывает онеры, а внизу пишет лаве. онеры, лаве, взятые теми игроками, которые записывают счет, отмечаются с правой руки, противники же их записываются с левой руки

сторона, которая выйграла две партии подряд или две из трех в разбивку, считается выигравшей робер

штрафы

если игрок имеет требуемую масть, но не дает её, а сбрасывает ненужные ему карты или козырь (фальш-ренонс), то он и его партнер штрафуются на 5 понтов. фальш-ренонс не считается до тех пор, пока взятка не закрыта и оппоненты сейчас же могут потребовать, чтобы провинившийся положил на стол требуемую масть. напарник виновника может спросить своего партнера, не ошибся ли он

ходить следует строго по очереди

в случае если при игре у кого-нибудь из играющих карта упадет на стол лицевой стороной вверх, противники вправе потребовать, чтобы ход был сделан ею


тактики

следует научиться запоминать ходы как противников, так и партнера. главное же - запомнить 26 карт - своих и партнера

порой карты приходится угадывать. следует особо приметить и ПЕРВУЮ КАРТУ, СБРОШЕННУЮ ПАРТНЕРОМ, ОБЫЧНО ЭТО ЕГО СЛАБАЯ МАСТЬ, а значит ходить с неё не стоит

предпочтительными считаются ходы от длинной масти. если на руках у игрока, к примеру, ДВ10 одной масти, ходить следует начинать с Д

если при раздаче карт достался Т с маленькими, то в этом случае ходить лучше с маленькой, а Т оставить на следующий ход

когда в одной руке имеется К и к нему ещё 2-3 карты этой же масти, ходить лучше с маленькой, если же при К имеется только одна маленькая, с них лучше вообще не ходить

если игрок имеет Д и ещё две маленькие той же масти, ходить с Д можно только тогда, когда лучших карт нет

если партнер пошел с какой-нибудь масти и взял взятку, ему следует подыграть и ходить с той же масти: исключение составляет тот случай, когда у игрока у самого на руках очень сильная масть - тогда ходить нужно с сильной масти, а потом - с масти партнера

когда на руках сильная масть, ходить лучше всего или с самой старшей карты, или с самой младшей, но не со средней. в этом случае хорошо козырять, т.е. ходить с козырей, — так можно выманить у противников козыри, и им нечем будет бить потом вашу масть

имея на руках не более 3 козырей, козырять не следует

имея 4-5 или более козырей, выгодно козырять, но не следует брать козырями те взятки, которые и без того возьмет партнер, а если же на руках меньше 4 козырей и нет онеров, то бить следует и такие взятки

если партнер имеет недостаток в какой-нибудь масти, выгодно ходить к нему с этой масти, тогда он сможет укрываться маленькими козырями

не рекомендуется ходить с той масти, в которой имеются Т и Д, следует подождать хода с этой масти со стороны противников или партнера и выложить на стол Д

если партнер сбрасывает карту, то на неё следует класть старшую. если же партнер пошел К, а у вас имеется Т, следует оставить эту взятку партнеру. если же партнер пошел с Д, а у вас на руках Т, то в середине игры взятку выгоднее пропустить, а в конце игры - побить

не следует ходить с ренонса противников, особенно - обоих

если на руках Д или В и при них ещё одна какая-нибудь карта той же масти, то ходить с них нужно только тогда, когда нет другой игры

с бланкованой карты ходить не нужно, так как в этом случае ваш партнер будет введен в заблуждение

если в одной руке Т и К одной масти, ходить следует с К, тем самым давая понять партнеру, что Т тоже у вас. если же имеется коронка: Т, К и Д одной масти, ходить следует с Д

если на руках имеется несколько козырей, первый ход следует делать со старшего

старые советы

1) имея сильную масть (исключая К,В и 10), стоит ходить или с самой старшей, или с самой младшей карты, но никак не со средней. с младшей даже лучше

2) имея на руках масть с двумя или тремя мелкими картами, всего надежнее ходить старшею из них

3) если партнер не бьет козырем карту противника, то надо козырять. тут не надо бояться немного и рискнуть: излишняя опасливость еще вреднее благоразумного риска

4) не имея на руках четырех козырей, хотя бы у вас и находился даже один какой-нибудь козырный (фигура), не ходите под козыря партнера. исключениями этого правила служат следующие случаи:

5) советуем ходить под слабую масть противника, нежели через сильную. секрет в том, что иначе партнер игры в вист тотчас подумает, что он не должен выступать с этой масти, ежели она у него не довольно сильна

6) если вы не предвидите, что, не положив козыря на карту противника, вы все-таки возьмете наверно три взятки, лучше не рискуйте, потому что можете потерять верную взятку

7) надо помнить, что лучше короля аффраншировать, т.е. оставить без защиты, чем даму

8) первая карта, СБРАСЫВАЕМАЯ партнером, бывает всегда от его СЛАБЕЙШЕЙ масти, и потому избегайте ходить в эту масть, разве только того требует ваша непременная выгода

9) обманывать противников ложными ходами опасно, так как партнер, обманутый в свою очередь, теряет почву под ногами и играет наудачу

10) убедясь в масти противника и по ходам и расчетам зная, из чего она у него составлена, держите как можно долее на руках его старшую или вторую карту, а старшую карту масти своего партнера, напротив того, надобно поспешнее сбросить, чтоб не задерживать его масти

11) имея четырех козырей, не кройте ими карту, которую, по всем соображениям, может взять ваш партнер; но, имея менее четырех козырей и без онёров, непременно бейте козырем такую карту

12) со слабыми мастями на руках не упускайте никакого случая ходить под козыря противника

13) с мастей, которых нет ни у одного из противников, должно остерегаться ходить

14) первый ход игрока должен быть сделан от сильной масти, т.е. если у него на руках есть Т и К, или К и Д, или секанс (несколько последовательных карт одной масти)

15) имея две карты равного достоинства, например, К и Д (онеры), стоит ходить со старшей, но если не ваш ход, то непременно кладите младшую. при секансе кварты или квинты без туза можно выйти с младшей, чтоб дать партнеру случай отыграть туза

16) ежели у вас нет своей хорошей масти, то отвечайте партнеру тою же, которую он вам уже провел, но непременно младшею картою, если до того у вас было четыре карты этой масти, а старшею из оставшихся — на тот случай, когда при начале игры у вас было только три карты. соблюдение этого правила имеет ту несомненную важность, что помогает партнеру убедиться, какие карты остались в руках товарища

17) ходить с дамы сам-друг или с валета сам-друг можно, но только в том случае, когда у вас игра никуда не годная, и вы тем указываете партнеру на свое совершенное бессилие. с королем сам-друг ход полезен, если вы по сброшенным партнером картам убедились, что это его сильная масть

18) при масти из двух карт ходите со старшей, только отнюдь не с короля или дамы сам-третей. в таком случае лучше выйти с младшей; если же партнер указал вам своею игрою, что это и есть именно его сильная масть, то идите со старшей. ход с других терсов надежнее, но с туза сам-третей выходить опасно и лучше его приберегать, чтобы им заручиться для вступления в свою сильную масть

19) с четырьмя, пятью или более мелкими картами ходить надо с младшей, за исключением случая, когда между ними есть секанс

20) имея несколько карт одной масти при тузе и короле, выходить с последнего, а не с первого — на карточном языке это означает: у меня и туз есть. точно так же, если у вас на руках терс-мажор (туз, король, дама) или кварт-мажор (туз, король, дама и валет), ходите с короля и дамы. при тузе сам-четвертый следует ходить с младшей. при тузе сам-пять начинайте ходить с туза и продолжайте с младшей. в особенности стоит остерегаться выходить с одиночной карты, так как такой ход вводит в обман партнера, а это ошибка непростительная

21) имея на руках одиночную карту и несколько маленьких козырей, дожидайтесь, чтоб противник сам вышел в вашу слабую масть, которая у него должна быть сильна, и по второй потом бейте козырем