роспись


величина ставки (куш) устанавливается до начала игры. выигранный вист приравнивается определенной денежной сумме. после расчета пульки количество выигранных или проигранных каждым игроком вистов умножается на величину ставки. оно и является суммой выигрыша или проигрыша

для записи используется размеченный лист на котором каждый игрок имеет три области:

пуля
за сыгранные игры
очко в пуле равно +10 вистам
гора
за ремиз игры и вистов и за взятки на распасах
очко в гору равно −10 вистам
висты
очки за взятки при вистовании
очко в вистах равно +1

запись в каждой области ведется с левого края, фиксируется последнее СУММАРНОЕ значение, после которого ставится точка. зачёркивания не допускаются - в случае ошибки при записи после ошибочного значения (тоже через точку) пишется правильное. 100 очков обозначают знаком "колесо" Ø (несколько подряд, по числу сотен) и пишут только в записи, в которой сумма переходит через сотню. например, набор последовательно 200, 280 и 320 очков будет выглядеть так:

    ..... ØØ.80.ØØØ20

при серьезной игре каждый игрок сам ведет запись результатов каждого своего розыгрыша

запись в любой графе ведется нарастающим итогом, чтобы обеспечить наглядность. писать следует разборчиво. цифры должны быть направлены своим основанием к записывающему. запись следует делать немедленно после окончания сдачи

ошибка в записи может быть поправлена партнерами, но безнаказанно - в виде предупреждения - только в первый раз. общее правило наказания за неправильную запись: штраф за приписку должен равняться величине приписки

примеры:
а) если вы записали на партнера вистов больше, чем следовало, а партнер вас поправил, вам нужно списать лишние висты, а партнер может написать на вас столько, сколько вы на него незаслуженно приписали. и правила хорошего тона предписывают вам самому предложить партнеру сделать это
б) если игрок приписал себе лишние очки в пулю, то столько же очков (в виде штрафа) он должен написать себе в гору (исправив, разумеется, запись в пуле)

правило карандаша. ошибка считается сделанной в тот момент, когда записывающий положил карандаш. если записывающий игрок сам заметил ошибку или ему на нее указали в тот момент, когда карандаш все еще находится у него в руках, он может исправить запись без наказания

а вот указать на чужую ошибку в записи и внести исправления в запись можно лишь до момента заказа следующей игры. окончание торговли в следующей сдаче является той чертой, после которой сделанная запись, даже заведомо ошибочная, может быть исправлена только по доброй воле записывавшего

не сделанная вовремя запись (забытая) тоже может быть сделана не позднее окончания торговли в следующей сдаче. все увещевания забывшего записать свою игру или свои висты должны быть прекращены в случае отказа хотя бы одного из партнеров

правила позволяют остановить игру и произвести расчет в любой момент, однако этика диктует доиграть партию в соответствии с выбранным условием её окончания

как только запись в пульке у всех игроков достигнет условленной или вышло установленное для игры время - игра окончена

если игроки сообща решили прекратить игру, тогда каждый пишет на гору недоигранное до условленного количество очков (это можно сделать только при согласии всех участников игры)

когда партия закончена, один из партнеров "расписывает пулю":
- очки в недоигранных пульках выносятся на гору, а в переигранных пульках списываются с горы
- висты взаимно зачитываются (из большего меньший = n и либо 0/0, либо +n/-n, либо -n/+n)
- вычитается пуля игрока из МАКСИМАЛЬНОЙ и результат ДОБАВЛЯЕТСЯ игроку в гору
- вычитается из СРЕДНЕЙ горы гора игрока
- такой результат (с знаком!) для каждого игрока умножается на 10 и добавляется к его суммарным вистам
рассчитанное по результатам записей в пульке количество умножается на оговоренную цену виста

участники должны тут же расплатиться
- те, кто в минусе - кладут деньги на стол
- те, кто в плюсе - делят банк в пропорции


Сочинская роспись

игры

выполненый контракт - в пулю, ремиз каждой взятки - в гору
—————————————————————————————
шестерная 2
семерная 4
восьмерная 6
девятерная 8
тотус 10
мизер 10

за подсад игрока могут начисляться консоляции (а могут и не начисляться - это должно быть обговорено перед началом игры)

висты

вистующие (в сумме) должны взять взяток:
——————————————————————————————-
4 на Шестерной игре
2 на Семерной
1 на Восьмерной, Девятерной, Тотусе
иногда играют так, что на Тотусе не вистуют, а играют "в светлую"
——————————————————————————————-

вистующий пришет висты на играющего, за каждую взятку в соответствии с игрой
—————————————————————————————————
2 на Шестерной
4 на Семерной
6 на Восьмерной
8 на Девятерной
10 на Тотусе
—————————————————————————————————
если вистовавший недобрал взяток, то он не пишет себе висты на играющего (за взятые), а вот штраф (за ремиз), пишут ему в гору - за каждую недобранную взятку по стоимости игры

иногда играют так, что за ремиз вистующего пишут консоляции разыгрывающему (и сдатчику - при игре вчетвером)

приглашенному “по-жлобски” ни висты ни ремизы в гору не пишутся при любом результате вистования

например, если двое вистовали на Семерной и один взял одну взятку, а другой - ни одной, то первому пишут 2 виста за взятку и 2 - в гору за ремиз, а второму - 4 в гору за ремиз

если оба завистовали Шестерную и один взял три взятки, а другй - ни одной, то первому пишут 6 вистов и 2 - в гору, а второму - 4 в гору и ни одного виста

т.о. на Шестерной если вистуют оба - ответственность делится ровно пополам и взявший свою половину освобождается от ремиза и зарабатывает висты, а не взявший свою половину вистов - получает себе в гору и заработанный вист(если он есть)

если на Восьмерной/девятерной оба вистовали и не взяли единственного виста, то ремиз пишется поровну - каждому по 4 в гору

если на Восьмерной/девятерной вистовали оба, но вист(ы) взял лишь один из них, то ему пишут вист(ы), а второму не пишут ни в гору, ни в висты

иногда играют так, что при "жлобском" висте на Девятерной ремиз пишется только младшему вистующему - если вистовавшие остались без взятки

в варианте игры, где вист "джентельменский" (полуответственный), штраф вистующего игрока за каждую не взятую взятку равен половине штрафа играющего

стоит отметить, что если играют с консоляциями, то даже если вистующий игрок не взял взяток, он все равно пишет себе в висты консоляцию при подсаде разыгрывающего. при игре вчетвером сдатчик также пишет себе в висты консоляцию за каждую недобранную разыгрывающим взятку

распасы

в "сочинке", "питере" и "классике" за каждую взятку, взятую на распасовке, игрок пишет определенное количество очков в гору - в "сочинке" обычно 1 очко за взятку, в "ленинградке" - 2. игрок, не взявший ни одной взятки, пишет в пульку стоимость одной взятки. после окончания розыгрыша производится амнистия, то есть сокращение записи на одинаковое для всех количество взяток. пример: один игрок взял четыре взятки, а два других - по три. амнистия производится на три взятки: первый игрок пишет в гору за одну взятку, а двое других не пишут ничего. при игре вчетвером амнистия производится с учетом количества взяток, полученных сдатчиком из прикупа. если сдатчик не взял ни одной взятки, то амнистии не производится

запись результатов распасов в гору, за каждую взятку:
—————————————————————————————————
первый распас 1
второй распас 2
третий распас 3
—————————————————————————————————

ленд-лиз

если договорились играть до определенного занчения в пуле У ВСЕХ ИГРАЮЩИХ, то при достижении первым оговоренного порога он начинает "помогать" ближайшему сопернику - сыграв любую игру он записывает результат тому в пулю, но себе записывает на него такое же количество вистов, умноженное на 10. когда же порога достигнет и второй (сам или с помощью первого), то они вдвоем начинают "помогать" третьему - тем же самым образом - сыграв любую игру, они пишут результат в пулю отстающему, но одновременно с этим записывают на него десятикратно себе висты - до тех пор, пока отстающий также не наберет себе положенную пулю. если у двух противников запись в пульке одинакова, то закрывший свою пульку игрок помогает тому, кто сидит слева

во многих компаниях распространено договорное правило, согласно которому нельзя помогать тому, кто недобрал взяток на висте и сделал запись в гору, а также тому, кто является сдатчиком в данной раздаче и не принимал участия в игре (при игре вчетвером). мотивируется это правило тем, что человек уже и так пострадал в этой сдаче и не следует наказывать его дважды. поскольку все контракты одного уровня, сыгранные в процессе пульки, одинаковы по стоимости, и адрес записи никак не влияет на экономический результат, то посыл о дополнительном наказании ложен, и данное правило может привести единственно к увеличению продолжительности пульки

вопрос "кому помогать?" не заслуживает того внимания, которое уделяют ему многие игроки. на самом деле, это совершенно не важно, потому что никак не влияет на экономический результат игры, так как каждый сыгранный в процессе пули контракт одинаков по стоимости, независимо от того себе или в помощь другим пошла запись за этот контракт. для оказания помощи несущественно, что игрок, которому адресована помощь, вистовал и поставил в гору ремиз либо сидел на прикупе и в игре не участвовал

если игрок, которому “помогают” сыграл игру и закрыл свою пулю, то разница списывается ему с горы, но лишь до нуля. например играют до 20 в пуле, последний имеет 18 в пуле и 2 в горе. он сам играет Восьмерную - тогда ему закрывается пуля (20) и списывается все с горы (0). в некоторых компаниях применяется правило, согласно которому независтованные сыгранные игры разрешается списывать с горы по желанию разыгрывающего. это правило фактически позволяет игроку изменять величину пули, поэтому его нельзя применять

после того, как запись в графе "пулька" каждого игрока достигла условленной перед игрой величины, пулька считается законченной, т.е. сыгранной. окончательный расчет пульки может быть произведен одним из двух равноценных способов:

вариант 1

поскольку количество очков в пуле у всех игроков равно, то эта графа не учитывается
для удобства счета все записи в горе подлежат "амнистии". это значит, что игрок, имеющий самую маленькую гору, списывает ее до нуля, а все остальные игроки уменьшают свои горы на ту же величину
гора каждого игрока умножается на 10 и делится на количество участников игры. если деление без остатка невозможно, то у одного из участников списывают с горы единичку, а другим при этом записывают на него висты (по три при игре втроем и по два - при игре вчетвером) или же одному из участников добавляют единичку в гору, и одновременно добавляют ему вистов на всех соперников - по пять для игры втроем и по три - при игре вчетвером
частное от этого деления является проигрышем хозяина горы каждому игроку в отдельности и прибавляется к записям вистов на него всеми остальными игроками. так поступают с каждой горой, а потом сравнивают количество вистов, записанных каждым друг на друга. итоговый выигрыш, разумеется, должен равняться итоговому проигрышу

вариант 2

второй способ незначительно отличается от первого одним упрощением: вместо того, чтобы делить гору каждого игрока на количество участников и всем писать висты друг на друга, считают среднюю гору. для этого складывают все записи в горе и делят на количество участников. если деление без остатка невозможно, то поступают, как и в предыдущем случае
полученное частное представляет средний проигрыш с горы одного игрока. если гора игрока меньше средней, то разницу умножают на 10 и ставят перед числом знак "плюс", а если гора больше средней, то разницу умножают на 10 и ставят перед ней знак "минус"
все вистовые записи точно так же как и в первом случае сравниваются между собой, а к итоговой сумме добавляют выигрыш или проигрыш с горы. сумма выигрышей и проигрышей при проверке должна быть равной нулю

листинг на хаскеле


Питерская роспись

в "Питерском" варианте "помощи" нет, "переигранные" очки при расчете списываются с горы вдвойне, а "недоигранные" очки выносятся на гору также вдвойне

например: играют втроем пульку до 150-ти. допустим, в рассматривамый нами момент у всех троих было в пуле 48. один из игроков сыграл Восьмерную. он делает полную запись в пулю - 54. после сыгранной Восьмерной игра закончилась: у двоих осталось в пуле по 48, а у третьего стало 54, а в сумме = 150. этот последний выйгравший сдачу списывает с горы 8=2*(54-50) очков, а двое его партнеров приписывают в гору каждый по 4=2*(50-48)

если бы вместо Восьмерной была сыграна Девятерная, то в пулю была бы сделана запись 56, а с горы при расчете списано первым игроком 12 очков

дальнейшая роспись пульки - как во всех остальных разновидностях преферанса

если же играют по времени окончания (что в "Питере" довольно часто и бывает), то никаих изменений после последнего розыгрыша (результаты которого пишутся обычным образом) в пульку вообще не вносится - считают все как есть

запись в гору при подсаде на игре в два раза больше стоимости игры

вист джентльменский полуответственный. при подсаде на висте в гору пишется обычная (одинарная) запись

распасы ведутся по скользящей сдаче со стоимостью 1-2-3 и жестким (6-7-7) выходом. при расчете имеющий в пуле более средней списывает с горы, имеющий менее средней пишет в гору удвоенную разницу между своей пулей и средней пулей


Ростовская роспись

Распасы

игрок, взявший на Распасовке взяток меньше всех остальных участников игры, пишет условленное количество вистов на своих партнеров за каждую взятую ими взятку. в наиболее распространенном варианте - это 5 вистов за взятку. игрок, не взявший ни одной взятки, пишет в пульку одно очко

если минимальное количество взяток набрали два игрока, они пишут висты на третьего пополам. пример: один игрок взял шесть взяток, а два других - по две. они оба пишут на первого по 15 вистов (всего тот проиграл 30). в Ростовской разновидности амнистия не производится, то есть выигравший распасовку не вычитает своих взяток из числа тех, что взяли противники

при игре вчетвером сдающий пишет себе единичку в пульку за ноль взяток на распасах


каждой игре соответствует некоторое количество очков, которое игрок пишет в пульку при реализации контракта или в гору - за каждую недобранную взятку при ремизе, а также на висте за каждую взятую взятку. однако цена контракта не всегда отражает стоимость игры, т.е. баланс выигранных и проигранных вистов. между тем, каждая игра имеет свою стоимость в вистах

стоимость одной и той же игры может быть различной в различных разновидностях преферанса, но должна быть единой в пределах длительности одной пульки

пример: до окончания пульки вчетвером игроку осталось 2 очка. игрок сыграл Девятерную. он пишет в пулю недостающие два очка и должен распорядиться оставшимися шестью очками. их следует списать с горы, даже, если запись в горе примет отрицательное значение. нарушение принципа неизменности стоимости игры можно усмотреть в таких альтернативных решениях:
а) оставшиеся очки пропадают
б) оставшиеся очки записываются на остальных участников игры вистами - скажем, на каждого из трех партнеров пишется по 20 вистов. неправильно! при расчете пульки 6 очков с горы будут стоить каждому не по 20, а по 15 вистов, так как при росписи пульки гора делится на всех участников игры, включая и ее "владельца"

при игре вдвоем с горы следует списать лишь половину "не поместившихся в пулю" очков

при использовании повышающих коэффициентов в игре (темные, бомбы, рефеты, елочки и т.п.) стоимость сыгранной (или не сыгранной) игры возрастает пропорционально коэффициенту. таким же непредсказуемым образом возрастает стоимость игры при игре с призами (так называемыми "скачками") - за то, что первым закрыл пулю и т.д. такие правила привносят в преферанс (несвойственный ему) элемент азарта и склоняют чашу весов не в пользу расчета и опыта, а в пользу везения и риска

если при окончательном расчете пульки возникают дробные части итоговых сумм, то (во избежание округления и возможного в связи с этим несхождения результатов) одному из игроков добавляют или списывают с горы одно очко, чтобы деление шло без остатка. остальные участники компенсируют эту запись вистами (пропорционально количеству участников)
например: при игре втроем для удобства деления горы на 3 одному из участников с горы списали единичку. двое других пишут на этого игрока по 3 виста, теряя на этой операции по 0.33 виста каждый
например: при игре втроем для удобства деления горы на 3 одному из участников добавили в гору единичку. тогда он пишет себе по пять вистов на каждого из партнеров