совсем для начала - запоминайте вышедшие козыри и Тузы с Королями с Дамами и с Валетами
для начала - запоминайте хотя бы, СКОЛЬКО карт каждой масти осталось у ваших партнеров напару
в идеале - вы должны помнить все вышедшие карты
совсем в идеале - вы также должны помнить кто ходил какой картой


на взятки

для вступления в торг нужно иметь

для игры с козырем необходимо:

для игры без козыря необходимо:

суммарная сила руки увеличивается при наличии

5 взяток = ТKДхх ; ТКxхх (2-1 50%) ; ДВ0987 (1-1 50%)
4 взятки = ТКДх (3-1,2-2 75%) ; КДxхх ; ДВ0987 (2-0 50%)
3 взятки = Т0987 ; КДВ0 ; КД987 ; ТДВ0
на расклад в одну руку трех-четырех карт закладываться не надо!

3  ТВ0х  | xx - ххх  | Т -> В -> 0 -> x

2  ТД0   | Вх - Кхх  | Т -> Д -> 0         
           Кх - Вхх  | Т -> 0 -> Д 

2  ТДх   | хх - ххх  | Т -> х -> Д

2  ТВх   | Кх - ххх  | Т -> х -> В  

2  КД0   | Тx - ххх  | К -> Д -> 0

2  КВxx  | Д - T0х   | К -> В -> х -> x    25%
           Т - Д0х   | х -> К -> В -> x    25%  поэтому выгоднее ходить с фоски
           xx - xx   | х -> х -> К -> В    50%     - сразу на два расклада с вероятностью 75%

1  КВ9   | Тх - ххх  | 9 -> В -> К  игрок без Туза должен бы пасовать при таком раскладе
           Дх - Tхх  | К -> 9 -> В  тут игрок с Тузом наверное торговался
           0х - ТДх  | К -> В -> 9  и тут тоже с Тузом наверное торговался
           xx - ТД0    все очень плохо! но вероятность 5% - и тут он с Тузом точно торговался

1  Кxx   | Тx - xxx  | х -> x -> К

1  ДВ9   | Тх - К0х | 9 -> Д -> В
           Кх - Т0х  | 9 -> Д -> В
           Т0 - Кхх  | 9 -> Д -> В
           0х - ТКх  | Д -> В -> 9     правый будет торговаться

1  ДВ8   | ТК - ххх  | 8 -> Д -> В      
           ТК7 - хх  | Д -> В -> 8

1  ДВ7   | ТК - ххх  | 7 -> Д -> В 

опережение в козырях для играющего - это возможность розыгрыша системы карт в некозырной масти без потерь взяток - за счет предварительного розыгрыша козырной масти

системы без отдач - ТК, ТКД
системы с одной отдачей - ТДВ, КД
системы с двумя отдачами - ТД0, КВ0, ДВ0

если козырей 6+, то разыгрываются любые возможные системы на любой руке

если козырей 5, то разыгрывается
- на первой руке: система с двумя отдачами
- на других руках: система с одной отдачей

если козырей 4, то разыгрывается
- на первой руке: система с одной отдачей
- на других руках: КД в двух мастях

забитие - отбор у играющего верной взятки в сильной масти за счет хода в эту масть одним из вистующих при ренонсе у другого, который лупит козырем

забитие не следует учитывать, если:
- игрок на 1-й руке может отобрать все козыри
- забитие УВЕЛИЧИВАЕТ количество взяток козырями
- забитие маловероятно по раскладу 5-0, 4-0

закладывайтесь на забитие ДВ0
можно не закладываться на забитие ТДВ и КДх и КВ9

 95%         плохой расклад 5%
-----------------------------------                                                          
 КВ9        ТД0 - 87 

"От четырех козырей не прячутся"

в козырях (или в сильной масти при бескозырке 4+4+2 4+4+1+1)

"Нет повести печальней в целом мире, чем козыри четыре на четыре"

  90%       плохой расклад 10%
-----------------------------------
 ТКxx       ДВ0x -    он скорее всего пасовал     
 ТВ0х       КД98 -    долго думал? торговался?
 Т0xх       КДВх -    он мог торговаться
 ДВ9х       ТК08 -    он должен был торговаться
 ТКДх       Вxxx -    он мог спасовать и вистануть
            0xxx -    он мог спасовать и вистануть

"На Семерной вся деревня вистует"

вероятности распределения масти у вистующих:

#карт  распред    %
-------------------
 7      5 - 2    35         
        4 - 3    55         
-------------------
 6      5 - 1    20         
        4 - 2    30         
        3 - 3    50         
-------------------
 5      4 - 1    30         
        3 - 2    65         
-------------------
 4      3 - 1    40         
        2 - 2    50         
-------------------
 3      3 - 0    25         
        2 - 1    75         
-------------------
 2      2 - 0    50         
        1 - 1    50         
-------------------

"На трех Тузах не пасуй"
как правило, при наличии трех Тузов можно играть, даже если прикуп придет "не в жилу". главное, заказать козырем длинную масть. если при игре кто-то обнаружит, что вы спасовали на трех Тузах, то можете услышать в свой адрес шутку про полковника или начальника станции Жмеринка

для Восьмерной игры нужно иметь сильную длинную масть с Тузом и еще одну сильную масть с Тузом

девятерную не играют без козырной кувалды в длинной масти + еще одного Туза в сильной масти

если два игрока сказали "Пас" =>
они не могут заявить минимальную игру =>
у них нет "больших" карт на руках =>
в прикупе "чудеса" - с высокой вероятностью старшие карты вашей длинной масти
внимание: далеко не всегда надо на это закладываться при жестком выходе из распасов

"Нет хода - не вистуй"
прежде чем сказать слово "вист" на первой руке, посмотрите, есть ли у вас ход. лучше спасуйте, вернуть всегда успеете. сказав "вист", вы обрекаете себя на игру "в темную", так как у второго игрока при отсутствии у вас хода может оказаться хорошая вистовая карта. игра "в темную" может привести к неправильной игре. здесь два варианта: либо не возьмет своих взяток один из вистующих, либо будет выпущен игрок, который при игре "в светлую" был бы подсажен. вистуют "в темную" на Девятерной только студенты, попы, попадьи и ротмистры: первые от бедности, вторые от жадности, третьи от дурости и последние от храбрости

правило требует: вистующий для прорезки игрока ходит под него со слабой масти
"в светлую" сразу видно, что решается на кону, "в темную" же это правило требует неукоснительного выполнения. при этом необходимо помнить, что нельзя ходить под игрока с малой карты из-под Короля или из-под третьей Дамы, кроме случаев когда других вариантов нет. а вот зайти под игрока при тёмном висте с мелкой карты из-под марьяжа ("марьяж с ногой" - КДx) частенько бывает полезно

"Приглашен "в темную" - береги длинную масть"
нельзя, к примеру, заходить в масть, где у вас Т087 или КД098. предполагается, что вистующий, решив играть "в темную" - закрыл от играющего масть, которой у него нет. при выходе в эту масть он обязан положить козырь, а это крайне нежелательно

"Покажи сильную масть при проносе на крупных играх"
допустим, что вы с партнером оба завистовали на Восьмерной игре. игрок выходит с длинного козыря. у вистующих козыри кончились, а надо что-то нести. возникает вопрос, что же скидывать на козыри и какую карту оставить, чтобы взять взятку? В этом случае каждый из вистующих на своем проносе ВСЕГДА показывает свою сильную масть. эта масть держится до окончания игры. в итоге одна из двух мастей должна взять взятку. сильная масть, показанная одним, полностью скидывается другим, и наоборот

"На Семерной - ход в Туза (достучаться до Туза)"
правило для игры, когда вистуют двое. выходят в Туза играющего от длинной масти, то есть при наличии трех-четырех карт этой масти

голым Тузом вистующему ходить не следует: подождите хода в масть со стороны играющего

"Валет не фигура, бей Дамой"
никогда не пропускайте Валета, если у вас есть Дама. а вообще запомните: Десятка - для Валета, Валет - для Дамы, Дама - для Короля

"Слабо стукнешь - не возьмешь!"
рассмотрим одну уловку, к которой прибегают отдельные игроки в сложных ситуациях. допустим, играющий заказал игру и понял, что в козырной масти ему нужно взять все взятки. у него на руке ТДВ098. игра пошла "в темную". играющий ходит 8. у вистующего К7. он сбрасывает 7, а это и нужно было играющему. ходом Туза он забирает вашего Короля и оставляет вас без козырного виста

"Уважай третью Даму "
допустим, вы - игрок и у вас на руках: ТКВ09,Т0,Т8,x
в пиках сильная карта. это целых пять взяток! но... при условии, что 78Д легли на разные руки ("в развале"). вы рискуете и заказываете Семерную, а Дама-то оказалась третьей. в итоге вы остались без одной


вистовать или не вистовать

контракт игроком заказан. вистовать или спасовать? это один из самых трудных вопросов в практике игры. в очень редких случаях взятки играющего однозначно просчитываются по вашей карте, или на руках гарантированные висты - в большинстве игровых эпизодов такой ясности нет. к сожалению, и теория вероятности не может помочь. правильные решения должны базироваться на игровом опыте и здравом смысле. ниже приведены общие рекомендации по решениям на висте:

- нет хода - не вистуйте на младших контрактах (а если партнёр откажется вистовать, то воспользуйтесь правом возвратного виста)
- если у вас в козырной масти бланковый Король или вторая Дама - лучше не вистовать
- третий козырный вист - вистовать
- три виста на руке - можно вистовать
- если у вас при Шестерном контракте на руках четыре виста в равномерном раскладе - очень вероятна посадка на гору (но спасовать трудно: сила карты обязывает)

ваша задача несколько усложняется, если снос не однозначен и влияет на количество возможных взяток. для выбора лучшего плана его нужно каким-то образом спрогнозировать. здесь можно дать несколько практических советов

прежде всего поставьте себя на место играющего и подумайте, что снесли бы вы
затем оцените материальный ущерб, если не угадаете снос
самое трудное решение, когда можно выпустить играющего
если чувствуете, что не можете предсказать снос, лучше бросьте монету

игра на висте усложняется ещё больше, когда вы с партнёром вистуете втёмную. теория вероятностей здесь вам не помощник - отсутствует информация о 22 картах. чаще всего вы знаете только сильную масть играющего и догадываетесь, что у партнёра ЕСТЬ какие-то висты (возможен козырный вист с ренонсом или бланком в одной из других мастей)

при игре на висте втёмную лучше всего пользоваться общими рекомендациями, обобщающими игровой опыт и анализ множества ранее сделанных ошибок. многим они кажутся сентенциями, но в действительности базируются на анализе колоссального объёма игровых эпизодов и фактически согласовывают общие правила игры партнёров на висте втёмную. ниже приведены эти простейшие правила с краткими комментариями:

1. под вистующего ходите со старшей карты в короткой сильной масти (больше шансов попасть в козырь именно играющему, а не в короткую масть партнёра)
2. под играющего ходите с младшей карты от короткой масти (есть шанс прорезать раскладную масть играющего и облегчить игру партнёра)
3. нет хода - ходите с бубён (выше уже было приведено правило "нет хода, не вистуйте"; если вы его нарушили, лучше всегда ходить стандартно, с одной масти; это правило также облегчает игру партнёра)
4. первым проносом на козырь ПОКАЖИТЕ сильную масть, вторым - слабую (партнёр будет знать, что сносить, и удержит вашу слабую масть)
5. приглашены втёмную - берегите ДЛИННУЮ масть (у партнёра в ней возможны слабости). если у партнёра козырный вист, лучше первым проносом ПОКАЗАТЬ СЛАБУЮ МАСТЬ (наперекор правилу 4)
6. Валет не фигура - бейте Дамой
7. вистуйте без жадности, не перебивайте взятки партнёра (выпустили играющего - залезли в свой карман); ваша задача - "играть на стол", взять вместе с партнёром максимум взяток и посадить играющего; не гонитесь за личными взятками

эти общие рекомендации согласуют игру партнёров при висте втёмную, существенно повышая ваши шансы на выигрыш


распасы

стоимость ПРИ ПЕРЕБИТИИ распасов:

                              распасы  2/2/6  2/2/6  3/3/4
---------------------------+---------------------------------------------------------
сыгранная 7-я         36   |            30     20      5
семерная без 1-й     -56   |
семерная без 2-х    -100   |           100     80     70     70     70    40     20
---------------------------+----------------------------------------------------------
                            распасы     0   1/1/8  1/4/5  1/3/6  1/2/7  2/4/4  2/3/3

стоимость плохо сыгранной игры для перебития распаса велика (в среднем выше, чем стоимость рядовой ошибки в обычной игре) - всегда надо подумать о том, чтобы все же сыграть распас

всегда нужно сделать прогноз. оценить количество железных взяток. такой прогноз НЕОБХОДИМ, если вы на первой руке или оппы перед вами спасовали. ваша оценка - результат для среднего расклада, а чаще всего таким он и бывает

если вы на третьей руке и имеете Мизер, а противники спасовали, то следует играть распас, в том числе второй и третий. другое дело, если вы на второй или первой руке - нет гарантии, что остальные тоже спасуют, тем более, что у них - сильная карта. играйте Мизер! если же у вас двухмастный Мизер с Тузами, Королями и без восьмерок, то у партнеров хорошая игра маловероятна и поэтому распас рационален

когда имеются три чистые масти и крупный бланк в четвертой - на распасе у вас "железная" взятка, но Мизер тем не менее может быть чистым. карта прикупная - целесообразно играть Мизер. исключение составляет лишь третий распас

если же у вас нет какой-либо масти - Мизер проблематичен, зато есть хороший шанс выйти чистым из распасов

если у вас на руках "железная" Семерная и в то же время неплохой распас: выигрыш при Семерной - 36, а если на распасе вы возьмете две взятки, то получите то же самое

в любом случае, если есть шанс остаться чистым - играйте распас

самый неприятный момент - у вас на руках нет Семерной, и распас кажется очень плохим. если карта прикупная, можно попытаться перебить распас. если же нет - распас может оказаться не таким уж и плохим по сравнению с игрой

для мелких бланков оценка количества взяток - 0, для фигур - 1

для двух карт
  7 8|9|0|В
  8 9|0|В
  9 0
оценка взяток - 0 

для систем из двух карт
  К Т
  Д Т|К
оценка взяток - 2

для остальных пар карт - оценка 1

третья фигура в половине случаев не разыгрывается, поэтому оценку можно проводить по двум фоскам, со сдвигом на одну карту к старшим, в сомнительных случаях прибавляя 1

самыми существенными картами для распаса являются
- точные отдачи, т.е. семерки и бланковые или вторые восьмерки
третьи восьмерки будут отдачами не всегда
- перехваты (Т7 или же в короткой масти Т8)


Мизер

чистой (неловленной) является
7 9 В К
полученная из нее добавлением любой карты
последовательным удалением (справа) из нее одной или нескольких старших карт
заменой ЛЮБОЙ одной карты на младшую

дырки с небольшой вероятностью ловли:
8 в бланке
7 0
7 9 В Т
7 9 Д
7 9 Д К Т

плохие дырки:
к ним в частности относятся:
крупные бланки
7|8 + Д|К|Т
7 9 Д К
7 9 К Т
7 0 В

стандартные варианты "паровоза":
пять чистых + четыре чистые + бланк (ловленный)
шесть чистых + три чистых + бланк (ловленный)

при своем ходе нет проблем: плохой прикуп - одна взятка. при ЧУЖОМ ХОДЕ КАРТИНА РЕЗКО МЕНЯЕТСЯ. хотя вероятность прикупки - 66%, но риск велик - поэтому такие Мизера играют при наличии перехвата в чистой масти. при варианте "6 + 3 + бланк" наличие перехвата проблематично

вариант "5 + 4 + бланк" более оптимистичен:
"железный" перехват - при двух Тузах в чистых мастях
"полужелезный" - при одном четвертом Тузе

перехват проблематичен при четвертом Короле

если перехват осуществлен, вы отбираете бланком и выдаетесь. результат - две взятки

рекомендация из игровой практики - верьте поговорке: "При чужом ходе восьмёрка на Мизере - ваш враг", - особенно если вы сносили карты в этой масти

если план розыгрыша, предлагаемый одним из вистующих, не поддерживается другим (или сдатчиком), то ситуация может быть разрешена так: игрок, настаивающий на своем плане розыгрыша, предлагает несогласным либо принять его план, либо они должны предложить ему записать определенный результат в вистах независимо от результата розыгрыша - при условии его неучастия. со своей стороны он должен предложить аналогичные условия, если розыгрыш будет доверен ему. например: играется Мизер. мнения вистующих разошлись. игрок А предлагает игроку Б и сдатчику, что он будет ловить по своему плану и гарантирует результат "без одной". игрок Б и сдатчик соглашаются. игрок А "выпускает" Мизер. разыгрывающий пишет 10 в пулю. игрок Б и сдатчик, которые проиграли на этом по 25 вистов и недополучили по 25 вистов выигрыша в случае ремиза разыгрывающего, пишут на игрока А по 50 вистов компенсации


приходит тебе карта (в порядке возрастания старшинства мастей): ТКДВ, ТКД, ТК, В. твоя рука вторая. первая говорит: "мизер". что делать будешь?

если подумать логически, то надо заказывать "девять" - меньше девяти Мизер не перебить, при этом на руках, казалось бы, 100% 9 взяток. заказываем "девять", получаем в прикупе бубновую Даму и какую-нибудь мелочь в черве. черву естественно сносим, поскольку она бесперспективна совершенно

на руках остаётся: ТКДВ, ТКД, ТКД, -
для 95%, естественно, в такой ситуации играть "тотус пик". оставшиеся 5% могут вспомнить, что ход не наш, и заказать "9 пик"

но тут случается ппц даже если заказано 9, потому что у первой руки карты следующие: 0987, -, -, ТКД098
то есть там вся черва кроме той, что в сносе, вся пика, кроме той, что у тебя, и полное отсутствие всего остального. у третьей руки, как несложно догадаться, 5 треф и 5 бубей

первый заходит в черву, мы вынуждены брать козырем. можно затем взять ещё три взятки на оставшихся козырей, после чего брать не на что: куда не зайди, первый возьмёт оставшимся козырем. а дальше он будет заходить в черву и все наши Тузы, Короли и Дамы просто не сыграют. можно попытаться не забирать сразу взятки на козырей, и отдавать взятки, дабы заходили вистующие пока у нас козыри остались, но толку с этого будет ноль

херь в том, что стандартный метод расчёта взяток на руках, на котором основывается 99% торговли не учитывает очерёдности хода. он как бы предполагает, что первый ход наш. здесь же идёт расчёт на то, что пять взяток из предполагаемых девяти будут взяты на некозырные карты, а на это стоит полагаться лишь в том случае, если возможно выбить козыри из оппонентов и после этого получить ход. сие предположение оказывается неверным

что делать в такой ситуации?

вариант номер раз - бить канделябрами. но один против двоих шансов мало. тем более если речь идёт об игре на спички - не стоит такого делать, поскольку это - безобидный розыгрыш

если же не выходить за рамки правил игры, то можно либо дать сыграть первой руке "мизер", и потерять немного вистов, либо заказать-таки "девять", но в качестве козыря выбирать трефу или бубну и садиться без одной. в этом варианте потери будут чуть больше, но есть мааааленький шанс на то, что всё же это не тот расклад, и быть может удастся урвать десять. стоит ли на это надеятся или нет - смотрите сами

но, по-моему, гораздо лулзовее всё же сыграть. тем более, что от неожиданности оппоненты могут ступить и либо пасануть, либо-таки отдать девять взяток