терц


карт: 32

игроков: двое

старшинство в некозырной масти: 7 8 9 В Д К   10   Т

старшинство в козырной масти  : 7 8 Д К   10   Т     9 В

цель игры: набрать первым более 500 очков

раздача и хвальба

каждому игроку сдается девять карт - по три карты за раз, причем сдатчик получает карты последним. после этого верхняя карта талона переворачивается лицом и кладется поверх колоды - эта карта определяет козырную масть

первый сдатчик определяется жребием - один из игроков (любой) раздает карты и перед открытием козыря спрашивает противника "Цвет?". тот должен ответить - "Красный" либо "Черный". после этого открывается карта, определяющая козырную масть и цвет козырной масти определяет, кто будет первым ходить

в последующих раздачах сдает тот игрок, который возьмет ПОСЛЕДНЮЮ взятку в предыдущей раздаче, а первым заходит противник сдатчика

до выхода игрок "хвалится", т.е. объявляет, что у него есть группа карт, или даже несколько разных групп (иногда играют так, что за один ход можно объявлять только одну комбинацию - это надо обговаривать до начала игры)

сразу же после того, как разыграна самая первая взятка, уступивший ее игрок должен "сломать талон" - подснять его, оставив на верху прежнюю карту козыря. а пока талон не "сломан" (т.е. на самой первой взятке) можно обьявлять лишь мастевые комбинации и Марьяж. после того, как талон уже "сломан" можно обьявлять Рамки (сто Дам, сто Королей, сто Тузов и двести Валетов). штраф за нарушение этого правила - 100 очков. иногда играют так, что Рамку можно обьявлять, только имея взятку (хотя бы и "пустую") - это надо обговаривать до начала игры

хвалеж продолжается всю игру ПОКА НА РУКАХ ЕСТЬ ДЕВЯТЬ КАРТ - если на руках игрока появляется одна из комбинаций (или даже несколько, но в этом случае обьявляется одна - старшая и только если она проходит, то дообьявляются и все остальные), он объявляет об этом противнику ПЕРЕД СВОИМ ХОДОМ. иногда (редко) играют так, что хвальба продолжается не при девяти картах на руках, а ПОКА ЕСТЬ ТАЛОН - эти условия надо обговаривать заранее - до начала игры

учитываются следующие группы:

по масти
терцтри карты одной масти подряд 20
четверик, полтийник, пятьдесят, полста, берц четыре карты одной масти подряд 50
по росту - "рамки"
сто Дам четыре Дамы 100
сто Королей четыре Короля 100
сто Тузов четыре Туза 100
по масти
пятерик, сто пять пять карт одной масти подряд 100
шестерик, сто шесть шесть карт одной масти подряд 100
семерик, сто семь семь карт одной масти подряд 100
восьмерик, сто восемь восемь карт одной масти подряд 100
по росту - "рамки"
двести Валетов четыре Валета 200
неперебиваемая
марьяж козырные Дама и Король 20

при определении мастевых комбинаций используется "обычный" порядок карт: 7890ВДКТ, т.е. Терцем является ТКД, а не Т0К и уж тем более, не ВДТ в козырях

назначения в фигурах - Рамки (четыре Дамы, четыре Короля или четыре Туза) - выше Терца и Пятидесяти, а любые сто в мастях выше ста Дам, ста Королей или ста Тузов, но ниже двухсот Валетов, которая является самой старшей комбинацией - она перебивает любую другую кроме Марьяжа (который может быть обьявлен всегда - даже при отсутствии талона и девяти карт в руке)

Марьяж не перебивает ни одной комбинации, но и сам не может быть перебит ничем - очки за него ВСЕГДА идут в роспись, но и эта комбинация не препятствует росписи за другие комбинации

хвальба осуществляется так:

игрок, ИМЕЮЩИЙ ХОД, объявляет перед ним какую-либо из комбинаций, например, игрок говорит: "Терц". противник, ТАКЖЕ ИМЕЮЩИЙ ТЕРЦ, может спросить: "От чего?" и, получив ответ, перебить этот Терц своим Терцем старшего достоинства сказав "Не годится", например:

А: Терц
Б: От чего?
А: От Валета
Б: Не годится. От Дамы
и Б записывает себе 20 очков. но если у Б "Терц" младше, например - от Десятки, то он говорит: "Годится", и А записывает себе 20, а Б не записывает себе ничего

если у противника не имеется группы карт, которая могла бы перебить назначение игрока, то игрок должен тотчас же записать свое назначение в своей графе записи

если соперником был задан вопрос "От чего", то перебивать ему можно только старшей, но ТАКОЙ ЖЕ комбинацией (Терц - Терцем, Пятьдесят - Пятьюдесятью и т.д.). если же второй игрок хочет перебить чужой Терц (а также любую другую группу карт) более высшей группой, например, Четвериком, то он и не спрашивает: "От чего?", а сразу говорит: "Не годится", потом называет свою комбинацию и записывает себе за нее. например:

А: Терц
Б: Не годится. Четверик от бубнового Валета

итак, когда один игрок делает назначение, а второй спрашивает его: "От чего?", этими самыми словами второй лишается ВЫСШЕГО назначения в этом ходе

если же второй игрок не может перебить объявления первого, то второй говорит "Годится" (или "Проходит") и первый записывает себе. например:

А: Терц
Б: Годится

при равном достоинстве выше ценится козырная комбинация. если кобинации равны и некозырны, то записывает лишь первый обьявивший

допускается, когда одна карта из "последовательной комбинации" (т.н. Мастевые) входит в "комбинацию по достоинству" (т.н. Рамки) - Марьяж, например, входит в любые последовательные мастевые комбинации, равно как и Тузы из комбинации четыре Туза и т.д.

при назначениях нельзя в следующих ходах объявлять НИЗШИЕ КОМБИНАЦИИ ИЗ ТОЙ ЖЕ ГРУППЫ КАРТ

например, после того как было объявлено "Полсотни от Короля пик", потом уже нельзя объявлять "Терц от Дамы пик". однако если из талона пришла еще пиковая Девятка (образовался Пятерик), то теперь можно сделать объявление "Терц от Валета пик", "Полсотни от Дамы пик" и "Сто пять от Короля пик" - каждая новая карта, добавленная в длинную масть, дает возможность делать новые назначения - невзирая на старые. если же после Девятки пик игрок взял еще и Туза пик, то он теперь уже может назначить: "Терц от Туза пик", "Полсотни от Туза пик", "Сто пять от Туза пик" и "Сто шесть от Туза пик"

Марьяж объявляется перед любым своим ходом (в том числе - если обьявляющий ходит вторым), если игрок имеет карты этой комбинации на руках

Марьяж может быть обьявлен при предьявлении не первой карты, а второй. т.е. сделав ход с Дамы (или положив Даму во взятку) можно Марьяж не обьявлять, а заявить его лишь тогда, когда игрок готов положить во взятку Короля или зайти с Короля

после записи за комбинации (если таковые были) следует ход любой картой

только лишь когда на столе образовалась взятка, то противник обьявившего может поинтересоваться, в какой масти была комбинация или же какой мастью/ростом его собственная комбинация была перебита. и такое обьявление обязательно для игрока, сделавшего запись. однако если назначение игрока перебито соперником, тогда игрок НЕ ДОЛЖЕН ОБЪЯСНЯТЬ, в какой масти у него была НЕПРОШЕДШАЯ мастевая комбинация

розыгрыш взяток

итак, всегда первый ход в раздаче принадлежит сопернику сдатчика

ходят по одной карте. карту в ответ можно класть любую, но только пока в талоне не закончатся карты. когда же карты в талоне закончатся, то НЕОБХОДИМО перебивать ЛЮБУЮ карту соперника: класть СТАРШE карту масти, или СТАРШЕГО козыря - при заходе в козырей. если карты в масть нет, то НАДО перебивать козырем - и в этом случае - не обязательно старшим. если ни козыря ни старшей карты нет, то необходимо класть карту в масть. если и карты в масть нет, тогда уже можно класть любую карту. штраф за фальш-ренонс - 100 очей, карты такой взятки возвращаются игрокам и игра продолжается

после первого розыгрыша взятки игрок, который не взял ее, снимает ("ломает талон"), а игрок, который взял первую взятку, не берет карт из талона до тех пор, пока талон не "сломан"

все назначения следует делать до хода - как только карта взятки игроком положена на стол, так сразу же игрок лишается возможности объявить комбинацию. в этом случае его противник может занести в свою запись любое назначение, которое есть у него на руках - опять же если он обьявил комбинацию до того, как он положил карту во взятку на стол

обьявивший комбинацию игрок должен сделать запись комбинации до того, как он возьмет карту из талона

после каждого хода карты добираются из талона до девяти. КАРТЫ БЕРУТСЯ СНИЗУ ТАЛОНА ("нижний подьем") и сначала берет из талона тот, кто выйграл взятку. за нарушение этого правила ("чужой подьем") следует проигрыш партии. если игрок забыл взять карту из талона и положил карту во взятку, то по настоянию противника карты провинившегося игрока считаются и он штрафуется на 100 очков

если игрок на своем ходу не имеет группы карт, которую он мог бы объявить, то он ходит молча

СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, как талон разобран, делается самое последнее назначение комбинаций и после этого нельзя обьявлять ничего, кроме Марьяжа.. т.е. все обьявления делаются лишь когда на руках имеется девять карт. иногда играют так, что обьявления можно делать ТОЛЬКО ПОКА талон не разобран - об этом договариваются до начала игры

пока есть талон, игрок может класть во взятку практически любую карту, кроме козырной Семерки - он не обязан класть карту в масть или перебивать козыря. когда же талон закончился игрок обязан отвечать той же мастью, причем он обязан перебивать не только козырную, но и любую карту

игрок ВСЕГДА (даже ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТАЛОНА) может положить Валета козырного (даже ИМЕЯ КАРТУ МАСТИ). и наоборот - если среди козырей есть ВАЛЕТ, то его МОЖНО не класть за козыря (иногда играют так, что это правило действует только если Валет - единственный козырь - это надо обговаривать до начала игры) - т.е. козырного Валета можно придерживать даже при наличии других козырей - не бить старшей, если старшая - Валет, а класть другого старшего козыря или любую масть - если козырный Валет - единственный козырь

если у игрока есть козырная Семерка, то он может ПЕРЕД СВОИМ ХОДОМ заменить ее на открытый козырь. но игрок ОБЯЗАН поменять Семерку в то время, когда талон еще не разобран - хотя бы даже и в последний подьем. штраф за нарушение этого правила - 100 очков. т.е. если в предпоследней карте талона нет козырной Семерки, а козырь во "вскрышке" не поменян, то противник владельца Семерки делает заявление о штрафе и записывает себе 100 очей в плюс. другими словами - до разбора талона ходить с козырной Семерки нельзя (но ее можно показывать в мастевых комбинациях) и штраф за нарушение этого правила - 100 очей

в процессе игры игроки могут смотреть взятки друг друга, но только при условии если в талоне еще есть карты - после того, как талон разобран карты взяток смотреть уже нельзя. иногда играют так, что в талоне должно быть не менее двух или четырех карт. карты взяток смотрятся только ПОСЛЕ того, как игроком сделан очередной ход и ДО подьема игроком своей очередной карты из талона. после подьема своей карты из талона взятки игроку смотреть уже нельзя - ни свои, ни чужие. т.е. взятки смотрятся только когда на руках восемь карт и есть неразобранный талон. иногда (редко) играют "по питерски" - это когда карты прошлых взяток смотреть вообще никогда нельзя

когда из талона берется игроками последняя карта, то прикуп первого берущего из талона - переворачивается лицом вверх


запись

очки считаются за взятые карты, за последнюю взятку и за заявленные комбинации

очки за карты в некозырной масти:
Туз 11
Десятка 10
Король 3
Дама 2
Валет 1
все остальные карты 0
очки за карты в козырной масти:
Валет 20
Девятка 13

всего 140 очков на картах, учитывая козырные Валет (20 очков) с Девяткой (13 очков). кроме того, учитывается и последняя взятка ("Послед") - 10 очков. итого за все взятки (без "Слов") начисляется 150 очей (вместе с последом)

очки подсчитываются следующим образом: свои очки считает тот игрок, у которого меньше взяток. полученное число округляется до десятка (кроме случая, когда игрок закрывает партию - тогда очки считают точно). второй игрок определяет количество своих очков вычитанием суммы первого игрока из 150. очки, полученные после каждой игры, прибавляются к общей сумме очков

если число очков во взятках заканчивается на пятерку, то округление идет в меньшую сторону обоим соперникам - т.е. в таком исключительном случае общее количество очков во взятках (вместе с последом) становится равным 140, а не 150

очки за комбинации ("Слова") :

козырная дама и король марьяж 20
3 карты одной масти подряд терц 20
4 карты одной масти подряд полста четыре 50
4 дамы сто дам 100
4 короля сто королей 100
4 туза сто тузов 100
5 карт одной масти подряд сто пять 100
6 карт одной масти подряд сто шесть 100
7 карт одной масти подряд сто семь 100
8 карт одной масти подряд сто восемь 100
4 валета двести валетов200

запись ведется знаками: кружки обозначают - 100, горизонтальные черточки - 50, диагональные черточки - 20, вертикальные черточки - 10

иногда блатные запись ведут спичками: для каждого игрока формируется две кучки спичек :

игра считается законченной, если один из игроков наберет 501 очко или более

существует правило "Доезда": если игрок считает, что он уже набрал больше 500 очей, а его соперник - нет, то игрок может заявить прямо посередине розыгрыша "Доехал". но при ошибке игроку засчитывается поражение во всей партии


советы

при игре выгоднее ходить вторым - "подкладываться" - во всяком случае, это верно при наличии талона

в начале игры сносите ненужные карты (бланковые или фоски), пытаясь собрать комбинации

для того чтобы было удобнее перебивать комбинации противника, в процессе игры следует сносить ему во взятках самые ненужные карты

для того чтобы успешно накопить комбинацию, надо уступать противнику взятки, не соблазняясь достоинством выложенной карты

если во "вскрышке" лежит фигура, то труднее копить эту Рамку или мастевую с ней - борьба за "вскрышку" непредсказуема

игрок, на руках которого Четверик, старается использовать данную комбинацию полностью и сначала назначает два Терца (по одному за ход), начиная с младшего, и только потом (третьим ходом) - Четверик

однако когда талон подходит к концу и игрокам остается всего по два хода, чтобы разобрать последние четыре карты, хороший игрок, имея на руках Пятерик от Дамы, не станет назначать полста от Валета, а объявит сразу сто пять от Дамы - чтобы противнику не удалось перебить назначение своим Четвериком от Туза, от Короля или от Дамы или даже от козырного Валета

первая взятка

в самой первой взятке, если противник заходит с фоски, то скорее всего он не имеет в руке смежных с ней карт и вообще - эта фоска его самой короткой масти

если противник делает свой первый ход с Девятки, то скорее всего у него есть заготовки для нескольких младших Терцов в других мастях - иначе бы он походил с Семерки или с Восьмерки. не считая козырных таких карт в талоне - шесть штук и на руках практически у него будет несколько (или хотя бы одна) таких карт. а если их нет - то их места ведь чем-то заняты - вероятна фигурная мастевая или даже Рамка

если сдатчик первым ходом кладет на вашу фоску свою Девятку, то скорее всего у него этой масти больше нет или же у него осталась бланковая старшая картинка

если противник в самом начале заходит с Десятки, Туза или с мелкого козыря - значит он копит комбинацию выше Терца или даже - Рамку)

розыгрыш с талоном

часто бывает так, что когда противник копит Рамку, то он кладет во взятку фигуры (особенно - старшие фигуры). такое также бывает, если противник собирает длинную масть (особенно, если он уже обьявил Терц, и тем паче - Четверик)

если при наличии талона противник бьет фоску Тузом при невышедшей Десятке, то скорее всего у него в этой масти ничего больше нет. если же он это делает при уже вышедшей Десятке, то значит он имеет высокую комбинацию (особенно - при уже обьявленном им Терце или Полтиннике) или же - копит комбинацию Рамки или длинную мастевую

если у вас есть заготовки для двух Терцев, но вы вынужденны ходить этими картами, тогда выгоднее сохранять заготовку, которая может быть дополнена с двух концов, например ♣89, а не "пионерскую" ♥78 или "дырявую" ♦В9. первое исключение - если одна из заготовок - старшая (ТД или же ТК). второе исключение - если масть одной из заготовок уже "вышла в тираж", тогда во взятку кладите карту именно из этой заготовки

последние карты талона

перед последним подьемом из талона надо обязательно посмотреть карты взяток - своих и партнера

если в талоне осталось две карты и у вас нет козырной Семерки, а заходящий противник "вскрышку" не меняет, то козырная Семерка лежит в талоне второй картой (закрытой). в этом случае (если только она не нужна вам для обьявления комбинации) выгоднее отдать взятку противнику, чтобы забрать козыря постарше. но иногда бывает так, что вы уверены, что с козырной Семеркой обьявит комбинацию противник, - тогда как раз выгодно эту взятку забрать (если только во "Вскрышке" ни Валет и ни Девятка)

розыгрыш без талона

если у вас есть и козыри и длинная посторонка, то разыгрывать посторонку можно только после того, как из игры вышли все козыри

если у вас бланковый Туз, а соперник имеет прикрытую Десятку, то вам трудно будет ее "вытащить". единственной возможностью будет такая: его Десятка - "сам-друг" и он имеет короткую козырную масть - тогда оставляйте вашего Туза для последа, вышибая его козыри - своими козырями или своей слабой мастью в которой у него - ренонс. если же он в процессе сбросит "прикрышку" - тогда сразу выходите в своего Туза

преимущество козырного Валета заключается в том, что КОГДА ТАЛОН КОНЧИЛСЯ и на отсутствующую масть становится НЕОБХОДИМО класть козыря, Валета как козыря класть не обязательно - и тогда им можно взять последнюю взятку, за которую добавляется 10 очков

если у вас в некозырной масти - Валет и старшая фоска, а у противника - Туз и младшая фоска, тогда тут же заходите своей старшей - опп обязан будет побить Тузом - и вы возьмете его фоску Валетом