терц


карт: 32

игроков: 2

старшинство в некозырной масти: 7 8 9 В Д К   10   Т

старшинство в козырной масти  : 7 8 Д К   10   Т     9 В

цель игры: набрать первым более 500 очков

раздача и хвальба

первый сдатчик определяется жребием, далее сдает тот игрок, который возьмет ПОСЛЕДНЮЮ взятку в предыдущей раздаче. каждому игроку сдается девять карт - по три карты за раз. сдатчик получает карты последним. после этого верхняя карта талона снимается, переворачивается лицом и кладется поверх колоды - эта карта определяет козырную масть

до выхода игрок "хвалится", т.е. объявляет, что у него есть группа карт

иногда играют так, что за один ход можно объявлять только одну комбинацию - это надо обговаривать до начала игры

хвалеж продолжается всю игру ПОКА ЕСТЬ ТАЛОН - если на руках игрока появляется одна из комбинаций, он объявляет об этом противнику ПЕРЕД СВОИМ ХОДОМ. иногда играют так, что хвальба продолжается, пока НА РУКАХ ЕСТЬ ДЕВЯТЬ КАРТ - эти условия надо обговаривать заранее - до начала игры

учитываются следующие группы:

по масти
терцтри карты одной масти подряд
четверик четыре карты одной масти подряд
по росту - "рамки"
четыре Дамы
четыре Короля
четыре Туза
по масти
пятерик пять карт одной масти подряд
шестерик шесть карт одной масти подряд
семерик семь карт одной масти подряд
восьмерик восемь карт одной масти подряд
по росту - "рамки"
четыре Валета
неперебиваемая
марьяж козырная Дама и Король

сразу же после того, как разыграна самая первая взятка, уступивший ее игрок должен "сломать талон" - подснять его, оставив на верху прежнюю карту козыря

пока талон не "сломан" (т.е. на самой первой взятке) можно обьявлять лишь мастевые комбинации и марьяж. после того, как талон уже "сломан" можно обьявлять рамки (сто Дам, сто Королей, сто Тузов и двести Валетов). штраф за нарушение этого правила - 100 очков

назначения в фигурах (четыре Дамы, четыре Короля или четыре Туза) выше Терца и Пятидесяти, а любые "сто в мастях" выше "ста Дам", "ста Королей" или "ста Тузов", но ниже "двухсот Валетов"

самая старшая комбинация — "четыре Валета". они перебивают любую другую (кроме марьяжа)

марьяж не перебивает ни одной комбинации и сам не может быть перебит ничем - очки за него ВСЕГДА идут в роспись, но и эта комбинация не препятствует росписи за другие комбинации

игрок, ИМЕЮЩИЙ ХОД, объявляет перед ним какую-либо из комбинаций, например, игрок говорит: "Терц". противник, ТАКЖЕ ИМЕЮЩИЙ ТЕРЦ, может спросить: "От чего?" и, получив ответ, перебить этот терц терцем старшего достоинства сказав "Не годится", например:
А: Терц
Б: От чего?
А: От Валета
Б: Не годится. От Дамы

и Б записывает себе 20 очков. но если у Б "Терц" младше, например - от Десятки, то он говорит: "Годится", и А записывает себе 20, а Б не записывает себе ничего

если у противника не имеется группы карт, которая могла бы перебить назначение игрока, то игрок должен тотчас же записать свое назначение в своей графе записи

если был задан вопрос «От чего», то перебивать можно только старшей, но ТАКОЙ ЖЕ комбинацией (терц - терцем и т.д.). если же второй игрок хочет перебить терц (а также любую другую группу карт) более высшей группой, например, четвериком, то он и не спрашивает: "От чего?", а сразу говорит: "Не годится", называет свою комбинацию и записывает себе за нее. если же второй игрок не может перебить объявления первого, то второй молчит и первый записывает себе

итак, когда один игрок делает назначение, а второй спрашивает его: «От чего?», этими самыми словами второй лишается ВЫСШЕГО назначения в этом ходе

при определении комбинаций используется «обычный» порядок карт: Семь, Восемь, Девять, Десять, Валет, Дама, Король, Туз. т.е. терцем является "Туз, Король, Дама", а не "Туз, Десять, Король" и уж тем более, не "Валет, Девять, Туз"

при равном достоинстве выше ценится козырная комбинация. если кобинации равны, то записывает лишь первый обьявивший

допускается, когда одна карта из "последовательной комбинации" (т.н. мастевые) входит в "комбинацию по достоинству" (т.н. "рамки") - марьяж, например, входит в любые последовательные комбинации, равно как и Тузы из комбинации "четыре туза"

ПРИ НАЗНАЧЕНИЯХ НЕЛЬЗЯ В СЛЕДУЮЩИХ ХОДАХ ОБЪЯВЛЯТЬ НИЗШИЕ КОМБИНАЦИИ ИЗ ТОЙ ЖЕ ГРУППЫ КАРТ

например, после того как было объявлено "полсотни от Короля пик", потом уже нельзя объявлять "терц от Дамы пик". однако если из талона пришла еще пиковая Девятка (образовался пятерик), то теперь можно сделать объявление "терц от Валета пик", "полсотни от Дамы пик" и "сто пять от Короля пик" - каждая новая карта, добавленная в длинную масть, дает возможность делать новые назначения - невзирая на старые. если же после Девятки пик игрок взял еще и Туза пик, то он теперь уже может назначить: "терц от Туза пик", "полсотни от Туза пик", "сто пять от Туза пик" и "сто шесть от Туза пик"

марьяж объявляется перед любым ходом, если игрок имеет карты этой комбинации на руках

марьяж может быть обьявлен при предьявлении не первой карты, а второй. т.е. сделав ход с Дамы (или положив Даму во взятку) можно марьяж не обьявлять, а заявить его лишь тогда, когда игрок готов положить во взятку Короля

после записи за комбинации (если таковые были) следует ход любой картой

только лишь когда на столе образовалась взятка, то игрок может поинтересоваться, в какой масти была комбинация или же какой мастью/ростом его комбинация была перебита. это обьявление обязательно для игрока, сделавшего запись, однако если назначение игрока перебито, тогда он НЕ ДОЛЖЕН ОБЪЯСНЯТЬ сопернику, в какой масти у него была непрошедшая мастевая комбинация


розыгрыш

первый ход принадлежит сопернику сдатчика. ходят по одной карте. карту в ответ можно класть любую, но только пока в талоне не закончатся карты. когда же карты в талоне закончатся, то НЕОБХОДИМО перебивать ЛЮБУЮ карту соперника: класть старшe карту масти, или старшего козыря при заходе в козырей. если карты в масть нет, то надо перебивать козырем - и в этом случае не обязательно старшим. если ни козыря ни старшей карты нет, то необходимо класть карту в масть. если и карты в масть нет, тогда уже можно класть любую карту. штраф за фальш-ренонс - 100 очей, карты такой взятки возвращаются игрокам и игра продолжается

все назначения следует делать до хода - как только карта взятки игроком положена на стол, так сразу же игрок лишается возможности объявить комбинацию. в этом случае его противник может занести в свою запись любое назначение, которое есть у него на руках - опять же если он обьявил комбинацию до того, как он положил карту во взятку на стол. обьявивший комбинацию игрок должен сделать запись комбинации до того, как он возьмет карту из талона

после каждого хода карты добираются из талона до девяти. КАРТЫ БЕРУТСЯ СНИЗУ ТАЛОНА. за нарушение этого правила следует проигрыш партии

после первого розыгрыша взятки игрок, который не взял ее, снимает ("ломает талон"), а игрок, который взял первую взятку, не берет карт из талона до тех пор, пока талон не сломан

первым берет карту игрок, взявший взятку. он же и первым делает следующее объявление (если имеет комбинацию) и первым ходит. если игрок на своем ходу не имеет группы карт, которую он мог бы объявить, то он ходит молча

СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, как талон разобран, делается самое последнее назначение и после этого нельзя обьявлять ничего, кроме "Марьяжа". т.е. все обьявления делаются лишь когда на руках имеется девять карт. иногда играют так, что обьявления можно делать ТОЛЬКО ПОКА талон не разобран - об этом договариваются до начала игры

игрок ВСЕГДА (даже ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТАЛОНА) может положить Валета козырного (даже ИМЕЯ КАРТУ МАСТИ). и наоборот - если среди козырей есть ВАЛЕТ, то его МОЖНО не класть за козыря (иногда играют так, что это правило действует только если Валет - единственный козырь). то есть козырного Валета можно придерживать даже при наличии других козырей - т.е. не бить старшей, если старшая - Валет, а класть младшего козыря

если у игрока есть козырная Семерка, то он может ПЕРЕД СВОИМ ХОДОМ заменить ее на открытый козырь. но игрок ОБЯЗАН поменять Семерку в то время, когда талон еще не разобран - хотя бы даже и в последний подьем. штраф за нарушение этого правила - 100 очков. то есть если в предпоследней карте талона нет козырной Семерки, а козырь во "вскрышке" не поменян, то противник владельца Семерки делает заявление о штрафе и записывает себе 100 очей в плюс. другими словами - до разбора талона ходить с козырной семерки нельзя (но ее можно показывать в мастевых комбинациях). штраф за нарушение этого правила - 100 очей

в процессе игры игроки могут смотреть взятки друг друга, но только при условии если в талоне еще есть карты - после этого карты взяток смотреть уже нельзя. иногда играют так, что в талоне должно быть не менее двух или четырех карт. карты взяток смотрятся только ПОСЛЕ того, как игроком сделан очередной ход и ДО подьема игроком своей очередной карты из талона. после подьема своей карты из талона взятки игроку смотреть уже нельзя - ни свои, ни чужие. т.е. взятки смотрятся только когда на руках восемь карт и есть неразобранный талон. иногда (редко) играют по Питерски - это когда карты прошлых взяток смотреть вообще никогда нельзя

когда из талона берется последняя карта, то прикуп первого берущего из талона - переворачивается лицом вверх


запись

очки считаются за взятые карты, за последнюю взятку и за заявленные комбинации

очки за карты в некозырной масти:

Туз 11
Десятка 10
Король 3
Дама 2
Валет 1
все остальные карты 0

очки за карты в козырной масти:

Валет 20
Девятка 13

всего 140 очков на картах, учитывая козырные Валет (20 очков) с Девяткой (13 очков). кроме того, учитывается и последняя взятка ("послед") - 10 очков. итого за все взятки (без "слов") начисляется 150 очей

очки подсчитываются следующим образом: свои очки считает тот игрок, у которого меньше взяток (включая послед). полученное число округляется до десятка (кроме случая, когда игрок закрывает партию - тогда очки считают точно). второй игрок определяет количество своих очков вычитанием суммы первого игрока из 150. очки, полученные после каждой игры, прибавляются к общей сумме очков

если число очков во взятках заканчивается на пятерку, то округление идет в меньшую сторону (обоим соперникам) - т.е. в таком исключительном случае общее количество очков - 140

очки за комбинации:

козырная дама и король марьяж 20
3 карты одной масти подряд терц 20
4 карты одной масти подряд полста четыре 50
5 карт одной масти подряд сто пять 100
6 карт одной масти подряд сто шесть 100
7 карт одной масти подряд сто семь 100
8 карт одной масти подряд сто восемь 100
4 дамы сто дам 100
4 короля сто королей 100
4 туза сто тузов 100
4 валета двести валетов200

запись ведется знаками: кружки обозначают - 100, горизонтальные черточки - 50, диагональные черточки - 20, вертикальные черточки - 10

иногда блатные запись ведут спичками: для каждого игрока формируется две (иногда - три) кучки спичек

игра считается законченной, если один из игроков наберет 501 очко или более

существует правило "доезда": если игрок считает, что он уже набрал больше 500 очей, а его соперник - нет, то игрок может заявить прямо посередине розыгрыша "Доехал". но при ошибке игроку засчитывается поражение во всей партии


стратегия

при игре выгоднее ходить вторым - "подкладываться" - во всяком случае, это верно при наличии талона

в начале игры сносите ненужные (бланковые или фоски) карты, пытаясь собрать комбинации

для того чтобы было удобнее перебивать комбинации противника, в процессе игры следует сносить ему во взятках самые ненужные карты и уступать ему взятки, не соблазняясь достоинством выложенной карты

игрок, на руках которого Четверик, старается использовать данную комбинацию полностью и сначала назначает два Терца (по одному за ход), начиная с младшего, и только потом (третьим ходом) - Четверик. то же самое - с другими комбинациями. однако когда талон подходит к концу и игрокам остается всего по два хода, чтобы разобрать последние четыре карты, хороший игрок, имея на руках Пятерик от Дамы, не станет назначать "полста от Валета", а объявит сразу "сто пять от Дамы" - чтобы противнику не удалось перебить назначение своим Четвериком от Туза, от Короля или от Дамы или даже от козырного Валета

самой старшей картой является козырной Валет. его преимущество заключается еще и в том, что КОГДА ТАЛОН КОНЧИЛСЯ и на отсутствующую масть НЕОБХОДИМО класть козыря, его как козыря класть не обязательно - и тогда им можно взять последнюю взятку, за которую добавляется 10 очков

перед самым разбором талона надо обязательно посмотреть карты взяток - своих и партнера! ОБЯЗАТЕЛЬНО!

если в талоне осталось две карты и у вас нет козырной Семерки, а противник "вскрышку" не меняет, то козырная Семерка лежит в талоне второй картой (закрытой). в этом случае (если только она не нужна вам для обьявления комбинации) выгоднее отдать взятку противнику, чтобы забрать козыря постарше. но иногда бывает так, что вы уверены, что с Семеркой обьявит комбинацию противник, - тогда как раз выгодно эту взятку забрать (если только во "вскрышке" ни Валет и ни Девятка)