краткая история карт


где и когда появились карты и карточные игры - не знает никто

первыми картами дошедшими до нас - были итальянские карты Таро. эти карты состояли из четырех мастей, обозначающих мечи, жезлы, кубки и монеты и каждая масть содержала четыре фигурные карты, представлявшие пажа, рыцаря, королеву и короля. кроме этих карт, в колоде еще имелась двадцать одна карта, на каждую из которых наносили какое-либо символическое изображение, и карта с рисунком шута. полная колода состояла из семидесяти восьми карт. карты Таро трансформировались в привычный для нас вид - в виде колоды, называемой “латинской”

яйцеголовые датируют появление именно игральных карт (а не карт для гадания) XIV веком - в ОДНОМ испанском документе обнаружено упоминание о карточной игре «наип», относящееся к 1371 году. В Европе развлечение появилось во времена рыцарей и крестовых походов. Первое упоминание о нем датируется 1379-м годом. в то время в городах велись хроники, и итальянский художник Николло Кавелуццо сделал следующую запись: “Введена в Витербо игра в карты, произошедшая из страны Сарацинов, и называется она наиб”. чуть позже во Флоренции был принят указ, запрещающий именно эту карточную игру. употреблявшиеся во Франции карты привозились из Италии - на это есть историческое свидетельство, указ счетной камеры от 1390 года, которым признается сделанный в Италии расход на покупку карт для увеселения короля. в 1392 г. в реестре счетной палаты короля Франции Карла VI появляется запись об уплате королевским казначеем денег художнику Жакмену Грингонье за изготовление трех колод карт, украшенных «позолотой и несколькими цветами краски с многочисленными затеями для развлечения нашего господина короля». в начале XV века в некоторых германских княжествах были даже особые цеха изготовителей игральных карт. чуть попозже - в конце XV века - карточные игры были запрещены в Париже. и еще чуть попозже - уже во времена Лютера - в отдельных княжествах Германии бургомистры начисляли штарфы за игру по повышенным ставкам

массово же карточные игры распространились в Европе в XV веке, когда изобрели гравировку на дереве и меди

почему колода карт Таро трансформировалась в 52 листа? потому, что 52 карты - это число недель в году, а 4 масти - это 4 времени года

масти - сперва были “крест” “круг” “квадрат” “треугольник”. все изменялось… изменялось… изменялось… позже масти символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). может быть, что масти - результат трансформации старинных мастей “итальянской колоды” - “мечей”, “кубков”, “монет”, и “жезлов”, которые символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и королевскую власть. на немецких картах (южные регионы Германии) можно было встретить обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. они также употреблялись в Австрии, Швейцарии, Чехиии. наконец все докатилось до “крести” “червы” “буби” “пики”.

ранги игральных карт - сперва были “король” “дама” “валет” “туз” “фоска” из колоды Таро, потом фосок стало несколько, потом появились джокеры и только потом фоскам присвоили циферки и старшая фоска стала “десяткой”. в некоторых вариантах карточных колод (в “испанской”, “швейцарской”, “немецкой” колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два персонажа - унтер (младший валет) и обер (старший валет)

вообще, интересна связь карточных терминов с военным искусством. а именно: Туз (по латыни - As) - название монеты. тузы имеют преимущество даже над королями, чтобы показать, что деньги суть рычаг управления, в особенности “во время войны, и если у короля их недостаточно, то власть его призрачна”; Трефы (Trefle), луговая трава во Франции, напоминают, что искусный полководец может располагать свою армию в стране, где есть фураж; Пики (Piques) и Бубны (Carreux) напоминают, что арсеналы всегда должны быть хорошо снабжены. все знают оружие под названием пика: что же касается до carreux, то так назывались тяжелые стрелы с четырехугольным железным наконечником, которые метались из арбалета; Черви (Coeurs) изображают мужество начальников и солдат

версия, которая кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. якобы египетские карты - это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них - “Младшие Арканы” - стали обычными игральными картами, и с 22 “Старшими Арканами” они составили колоду Таро, используемую для гаданий. никаких(!) археологических подтверждений этой версии не найдено до сих пор

египетские карты (XIX век) имели четыре масти (мечи, жезлы, кубки и монеты). количество карт в каждой масти было равно тринадцати — десять карт номиналом от единицы до десяти и три фигурные карты - “малик” (эмир - король) и два его помощника - “наиб малик” и “тани наиб”. придуманы они были не в Египте, а теми, кто придумал игральные карты из карт Таро - т.е. скорее всего - итальянцами или французами. карты Таро отличались от т.н. египетских лишь наличием Джокера и дополнительной козырной мастью - 21 козырь - “Старшие Арканы” (конец XVIII века) - с названиями по именам знаков Зодиака и стихий

еще одна версия, которая тоже не вызывает доверия, что карточная игра проявилась в Китае. хотя там и рисовали для игры бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино. в Корее играли в карты, с изображением 8 фигур: воин, лошадь, антилопа, кролик, фазан, ворона, рыба, звезда. на каждую из фигур приходится по 10 различных карт. в Китае играли в карты, на которых 12 фигур и которые раскрашены в 4 цвета (красный, белый, желтый, зеленый): полководец, два советника, пять солдат, слон, лошадь, колесница, орудие. но сама карточная игра на востоке скорее всего была заимствована и лишь картинки были местными (как врочем и в Египте)

в XVII веке, рубашку для карт стали делать мелким пунктирным рисунком, это была защита от шулеров. к XVIII веку колода сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. два действительно важных изменения - это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост) и появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал Салади). традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (эта карта была первой во фабрично упакованной колоде) необходимо было печатать сведения о производителе. на этот же туз фискалы ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты

англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского шаблона

в России карты появились в XVI при царе Федоре Иоанновиче. уже в начале XVII века карты стали обычным предметом торга по всей России. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление - за это полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей, и тем не менее - карты присутствовали в описи дворцового имущества! до петровских времен карты в России были привозными. Петр перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко, но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. поощрение развития карточных мануфактур Петром объяснялось просто — измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами. сам император не жаловал карты, игроком не был, и при дворе не разрешал подобных забав. зато флотским играть не возбранялось вовсе, но был поставлен предел: проиграть можно было рубль и не больше (деньги немалые по тем временам). а вот Елизавета Петровна, та была картежницей, поэтому при дворе сразу освоили игры и фрейлины, и вельможи. золотой век карточных игр настал во время царствования Екатерины Великой

в конце XVIII века карточные игры набирают популярность в аристократической прослойке общества, благодаря моде, пришедшей из Европы. примерно в этот период времени начали появляться “русские” игры с использованием карт, а также адаптированные под русскую ментальность западные карточные развлечения.

в XVII в. игральные карты производились мелкими мастерскими, а уже в царствование Екатерины была введена государственная монополия на производство игральных карт. доход от производства карт шел на содержание ведомства опекавшим сирот. производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика

в XIX в. в России велась разработка рисунков игральных карт - этим занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Шарлемань не создал нового карточного стиля - он переработал уже существовавшие карточные рисунки, которые использовались еще в XVII веке и имел в своей первоосновою «северо-немецкую картинку», которая в свою очередь, происходила из французской карточной колоды. созданные новые эскизы карт не имели названия и не назывались “атласными”. само понятие «атласные» в середине XIX века относилось к технологии их изготовления - словом “атлас” называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. а вот для “атласных” карт для придания улучшенного вида - бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже - в 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек - чуть ниже, чем жалование чиновника XIV ранга, между прочим!

ничего не изменила и Советская Власть: в «прейскуранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии (находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов) колода карт «Атласные» в 52 листа стоила 6 рублей - дневное жалование почтальона, между прочим!