краткая история карт


где и когда появились карты и карточные игры - не знает никто

первыми картами дошедшими до нас - были итальянские карты Таро. эти карты состояли из четырех мастей, обозначающих Мечи, Жезлы, Кубки и Монеты и каждая масть содержала четыре фигурные карты, представлявшие Пажа, Рыцаря, Королеву и Короля. кроме этих карт, в колоде еще имелась двадцать одна карта, на каждую из которых наносили какое-либо символическое изображение, и карта с рисунком Шута. полная колода состояла из семидесяти восьми карт

а вот уже новодел под такие карты

карты Таро трансформировались в привычный для нас вид - в виде колоды, называемой “латинской”

яйцеголовые датируют появление именно игральных карт (а не карт для гадания) XIV веком - в ОДНОМ испанском документе обнаружено упоминание о карточной игре «наип», относящееся к 1371 году. В Европе развлечение появилось во времена рыцарей и крестовых походов. первое упоминание о нем датируется 1379-м годом. в то время в городах велись хроники, и итальянский художник Николло Кавелуццо сделал следующую запись: “Введена в Витербо игра в карты, произошедшая из страны Сарацинов, и называется она наиб”. чуть позже во Флоренции был принят указ, запрещающий именно эту карточную игру

употреблявшиеся во Франции карты привозились из Италии - на это есть историческое свидетельство, указ счетной камеры от 1390 года, которым признается сделанный в Италии расход на покупку карт для увеселения короля. в 1392 г. в реестре счетной палаты короля Франции Карла VI появляется запись об уплате королевским казначеем денег художнику Жакмену Грингонье за изготовление трех колод карт, украшенных «позолотой и несколькими цветами краски с многочисленными затеями для развлечения нашего господина короля». в начале XV века в некоторых германских княжествах были даже особые цеха изготовителей игральных карт. чуть попозже - в конце XV века - карточные игры были запрещены в Париже. и еще чуть попозже - уже во времена Лютера - в отдельных княжествах Германии бургомистры начисляли штарфы за игру по повышенным ставкам

массово же карточные игры распространились в Европе в XV веке, когда изобрели гравировку на дереве и меди и появилась возможность для тиражирования


для карт нужна бумага. нет, ребята, папирус - не бумага. нет, ребята, “рисовая бумага” вообще не бумага, это кора с деревьев - типа “берестяных грамот”. и уж конечно бумагой не является пергамент

самым старым зарегистрированным документом на бумаге была грамота короля Сицилии Роже от 1102 года. нотариальный реестр на бумаге в Женеве датируется 1154 годом. самый старый известный имперский акт на том же материале - это хартия Фридриха II монахиням Гесса в Штирии от 1228 года. в 1231 году Фридрих II запретил дальнейшее использование бумаги для государственных документов; документы в будущем должны были быть написаны на пергаменте. в Венеции Liber plegiorum, записи в которой начинаются с 1223 года, сделана из грубой бумаги; как и регистры Совета Десяти, начиная с 1325 года; и реестр императора Генриха VII (1308-1313) хранится в Турине

а для производства бумаги нужна сетка из филигранно связанной проволоки, которой бумажный лист из тряпок собственно и создается при просушке. а вот это уже серьезно - тут нужен цех. эти “первопечатники” были тесно связаны с цехами ювелиров и оружейников, поскольку именно те хорошо умели делать замысловатые изделия из металла. экран или модуль - состоит из деревянного каркаса, на который уложена плотная проволочная сетка, а также подвижного деревянного каркаса или декеля. он должен быть сконструирован так, чтобы выдерживать вес пасты и воды, не деформируя бумагу. модульный мастер, специализирующийся на изготовлении деревянных экранов, назывался «модуляро»

в производстве бумаги в Италии доминирует могущественная семья Фабриано. Статут Совета 1436г. запрещал кому-либо в радиусе 50 миль от зданий Фабриано изготавливать бумагу с штрафом в 50 дукатов. нарушителей считали мятежниками, и поэтому им запрещали въезд в город с последующей конфискацией капитала. степень власти местного трибунала по защите производителей бумаги Фабриано подчеркивается в документе 1445 года: настоятели Совета обеспокоены тем, что если маэстро Пьеро ди Стефано, единственный ремесленник, практиковавший модульное искусство в провинции Марке, умрет, его ремесло умрет вместе с ним. и Совет потребовал от старого маэстро обучить этому ремеслу своего сына или любого ученика в его мастерской, а также не строить и не ремонтировать экраны, используемые за пределами района Фабриано, иначе он будет оштрафован на 100 дукатов


мавританские игральные карты, два неразрезанных листа, начало XV века. эти два неокрашенных, неразрезанных листа ранних мавританских игральных карт ранее хранились в Муниципальном институте истории в Барселоне. карты напечатаны ксилографией жирным черным контуром

Валетов, кобыло-всадников и королей нет, и цифры, очевидно, шли от 1 до 10. четыре туза (верхний ряд слева) иллюстрируют символы масти: направленный вниз меч с рукоятью; двусмысленная изогнутая форма, которую можно рассматривать как изогнутую дубину (на том, что, вероятно, является двумя «трефами», мы видим две изогнутые полосы, не пересекающиеся, а совмещенные); простой диск или монета, украшенная концентрическими кругами; и чашка или кубок на ножке, опирающаяся на треугольное основание. в отличие от остальной части колоды, эти четыре туза также имеют границы с геометрическим рисунком

самое раннее историческое упоминание о специфически мавританском дизайне в Барселоне датируется 1414 г, и эти карты, возможно, являются самым ранним дошедшим до нас набором европейских игральных карт. набор, возможно, изготовлен в подражание какому-то восточному прототипу. они имеют поразительное стилистическое сходство с картами исламских мамлюков, сохранившимися в Стамбуле - они выглядят как более простая и рудиментарная версия того. что предполагает, что, возможно, уже существовал устоявшийся стиль мавританских игральных карт, производимых в Испании с самых ранних времен после их появления. в левом экземпляре границы каждой карты указывают на то, что оборотная сторона карт была загнута, чтобы образовать поле вокруг лицевой стороны карт, как на итальянских картах и на испанских картах XV века. был ли этот способ производства унаследован от мавританских карт? изогнутые наружу две «дубинки» также напоминают расположение мечей в архаичной системе итальянских колод XV века


колода из Сицилии. обратите внимание на раскраску отпечатанных колод вручную, буквально пальцами - раскраска очень грубая

ну и конечно, Бубны - как из золотой КРУГЛОЙ монеты вдруг возник РОМБ красный, шутовской? что за “дубинки” такие? как вместо четырех разноцветных мастей, без людей, одна геометрия, возникла бинарная смесь черно-красных карт, но с Валетами, Королями и Дамами?

обратите внимание - Валет твердо стоит на двух ногах, Кавалер сидит на квадрупеде, четыре копыта видны четко, Король сидит на пятой точке. на ранних картах еще и печатали конкретно - вот это, например, Цезарь - объясняя народу кто есть кто в этом мире


первоначальными мастями были Мечи, Клюшки для поло, Кубки и Монеты, каждая из которых содержала ранги от 1 до 10 и три придворных карты. придворные карты были Королем, Верхним вице-королем и Нижним вице-королем. каждая система имеет свой собственный диапазон цифр и придворных карт. числительные не являются полными во всех традициях. в большинстве французских игр используется 32 карты, а в испанских и итальянских - 40 (иногда 48, редко 52). в большинстве испанских и итальянских игр цифра 10 отсутствует, а на швейцарских картах цифра 10 заменена на “Стяги”, то есть карты, на которых изображен либо кулон, либо флаг. в испанских и итальянских играх Туз - это просто 1. швейцарский эквивалент, хотя и называется Тузом, на самом деле является Двойкой

все придворные карты были мужскими. среди придворных карт Caballo и Cavallo означают “лошадь” на испанском и итальянском языках соответственно. в колодах германского происхождения Ober (над) и Unter (под) означают, соответственно, старшего и младшего офицера, хотя изначально они относились к положению знака масти на карте. латинские колоды несут военный оттенок, германские - патриархальный деревенский, а англо-французские - придворный. современная международная колода представляет собой английскую версию французской колоды. между прочим, вопреки распространенному мнению, не французы первыми заменили верхнего наместника королевой, а немцы, которые, однако, впоследствии вернулись к высшему наместнику-мужчине


почему колода карт Таро трансформировалась в 52 листа? потому, что 52 карты - это число недель в году, а 4 масти - это 4 времени года

масти - сперва были “крест” “круг” “квадрат” “треугольник”. все изменялось… изменялось… изменялось… позже масти символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). может быть, что масти - результат трансформации старинных мастей “итальянской колоды” - “мечей”, “кубков”, “монет”, и “жезлов”, которые символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и королевскую власть. на немецких картах (южные регионы Германии) можно было встретить обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. они также употреблялись в Австрии, Швейцарии, Чехиии. наконец все докатилось до “крести” “червы” “буби” “пики”.

ранги игральных карт - сперва были Король, Дама, Валет, Туз и Фоска из колоды Таро, потом фосок стало несколько, потом появились Джокеры и только потом фоскам присвоили циферки и старшая фоска стала Десяткой

в некоторых вариантах карточных колод (в испанской, швейцарской, немецкой колоде) Дам нет, но кроме Короля присутствуют еще два персонажа - унтер (младший Валет) и обер (старший Валет)

вообще, интересна связь карточных терминов с военным искусством. а именно: Туз (по латыни - As) - название монеты. Тузы имеют преимущество даже над Королями, чтобы показать, что деньги суть рычаг управления, в особенности “во время войны, и если у короля их недостаточно, то власть его призрачна”; Трефы (Trefle), луговая трава во Франции, напоминают, что искусный полководец может располагать свою армию в стране, где есть фураж; Пики (Piques) и Бубны (Carreux) напоминают, что арсеналы всегда должны быть хорошо снабжены. все знают оружие под названием "пика": что же касается до carreux, то так назывались тяжелые стрелы с четырехугольным железным наконечником, которые метались из арбалета; Черви (Coeurs) изображают мужество начальников и солдат


версия, которая кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. якобы египетские карты - это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них - “Младшие Арканы” - стали обычными игральными картами, и с 22 “Старшими Арканами” они составили колоду Таро, используемую для гаданий. никаких(!) археологических подтверждений этой версии не найдено до сих пор

египетские карты (XIX век) имели четыре масти (мечи, жезлы, кубки и монеты). количество карт в каждой масти было равно тринадцати — десять карт номиналом от единицы до десяти и три фигурные карты - “Малик” (эмир - король) и два его помощника - “Наиб Малик” и “Тани Наиб”. придуманы они были не в Египте, а теми, кто придумал игральные карты из карт Таро - т.е. скорее всего - итальянцами или французами. карты Таро отличались от т.н. египетских лишь наличием Джокера и дополнительной козырной мастью - 21 козырь - “Старшие Арканы” (конец XVIII века) - с названиями по именам знаков Зодиака и стихий

еще одна версия, которая тоже не вызывает доверия, что карточная игра проявилась в Китае. хотя там и рисовали для игры бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино. в Корее играли в карты, с изображением 8 фигур: воин, лошадь, антилопа, кролик, фазан, ворона, рыба, звезда. на каждую из фигур приходится по 10 различных карт. в Китае играли в карты, на которых 12 фигур и которые раскрашены в 4 цвета (красный, белый, желтый, зеленый): полководец, два советника, пять солдат, слон, лошадь, колесница, орудие. но сама карточная игра на востоке скорее всего была заимствована и лишь картинки были местными (как врочем и в Египте)

в XVII веке, рубашку для карт стали делать мелким пунктирным рисунком, это была защита от шулеров. к XVIII веку колода сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. два действительно важных изменения - это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост) и появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал Салади). традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (эта карта была первой во фабрично упакованной колоде) необходимо было печатать сведения о производителе. на этот же туз фискалы ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты

англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского шаблона

в России карты появились в XVI при царе Федоре Иоанновиче. уже в начале XVII века карты стали обычным предметом торга по всей России. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление - за это полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей, и тем не менее - карты присутствовали в описи дворцового имущества!

до петровских времен карты в России были привозными. Петр перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко, но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. поощрение развития карточных мануфактур Петром объяснялось просто - измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами. сам император не жаловал карты, игроком не был, и при дворе не разрешал подобных забав. в армии карты были запрещены, зато флотским играть не возбранялось вовсе, но был поставлен предел: проиграть можно было рубль и не больше (деньги немалые по тем временам). а вот Елизавета Петровна, та была картежницей, поэтому при дворе сразу освоили игры и фрейлины, и вельможи. золотой век карточных игр в России настал во время царствования Екатерины Великой

в конце XVIII века карточные игры набирают популярность в аристократической прослойке общества, благодаря моде, пришедшей из Европы. примерно в этот период времени начали появляться “русские” игры с использованием карт, а также адаптированные под русскую ментальность западные карточные развлечения

в XVII в. игральные карты производились мелкими мастерскими, а уже в царствование Екатерины была введена государственная монополия на производство игральных карт. доход от производства карт шел на содержание ведомства опекавшим сирот. производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика

в XIX в. в России велась разработка рисунков игральных карт - этим занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлемань и Александр Егорович Бейдеман. Шарлемань не создал нового карточного стиля - он переработал уже существовавшие карточные рисунки, которые использовались еще в XVII веке и имел в своей первоосновою «северо-немецкую картинку», которая в свою очередь, происходила из французской карточной колоды. созданные новые эскизы карт не имели названия и не назывались “атласными”. само понятие «атласные» в середине XIX века относилось к технологии их изготовления - словом “атлас” называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. а вот для “атласных” карт для придания улучшенного вида - бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже - в 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек - чуть ли не половина месячного жалования чиновника XIV ранга, между прочим!

ничего не изменила и Советская Власть: в «Прейскуранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии (находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов) колода карт «Атласные» в 52 листа стоила 6 рублей - дневное жалование почтальона, между прочим!