деберц


карт: 32

старшинство:
козырей - 78ДК   10 Т     9 В
некозырной масти - 789ВДК   10 Т

игроков: 2

цель: первым набрать больше 500 очков

каждая раздача состоит из

запись ведется по результатам каждой раздачи

завершение

сдача

первый сдатчик определяется жребием, а в следующей сдаче сдает карты тот, кто наберет наибольшее количество очков в предыдущей сдаче. колода тасуется, снимается и каждому из двоих игроков раздается шесть карт, по три карты за раз. затем верхняя карта колоды открывается и кладется в открытом виде под колоду - это потенциальный козырь (иногда карту кладут на колоду, но при вскрытии фрезы все равно первый козырь оказывается под колодой, а уже фреза - сверху)


торговля

после сдачи карт, начинается торговля, которая МОЖЕТ состоять из двух этапов

первый этап торговли

игрок (не сдатчик), либо объявляет согласие на игру с козырем, который был открыт при сдаче ("вскрышка" или "свечка") - сказав "Играю", либо отказаться от игры - сказав "Пас". если игрок согласился играть, то торговля на этом заканчивается, сдатчик досдает карты (по три штуки каждому за раз) и начинается розыгрыш, а если несдающий спасовал, то такое же право - согласиться на игру открытым козырем или спасовать - переходит к сдатчику

и вот в том случае, если ОБА СПАСОВАЛИ - начинается второй этап торговли

второй этап торговли

игрок (не сдатчик) первым вправе объявить любую другую масть козырной, назвав ее, например, "Червы" или - сказав "Пас" - отказаться от такого права. если несдающий игрок выбрал другую масть козырной, то сдатчик досдает карты y(по три за раз начиная с противника) и начинается розыгрыш, а если несдающий игрок спасовал, то это же право - выбрать козырную масть или спасовать - переходит к сдатчику. если оба спасовали, то карты собираются , тасуются другим игроком и пересдаются

итак, как только появился "играющий", сдатчик сдает еще по три карты за раз каждому игроку из оставшейся колоды, НИЖНЮЮ карту из оставшейся колоды сдатчик открывает и кладет ее поверх колоды лицом вверх. эта карта называется "фреза", она не имеет никакого значения, кроме информативного. далее карты из колоды не берутся, а разыгрываются лишь те карты, которые есть на руках


розыгрыш

итак, каждый игрок имеет перед началом розыгрыша по девять карт

играющий должен набрать на раздаче очков больше, чем вистующий. если нет - то играющий получает байд - все его очки пишутся сопернику, а не ему. если же количество очков будет одинаково - то обьявляется "висяк" и вистующий записывает себе набранные им в данной раздаче очки, а играющий - нет. далее разыгрывается очередная сдача и уже ее победитель записывает себе очки "висяка" - в добавок к набранным очкам в этой второй сдаче

комбинации карт

ПЕРЕД розыгрышем игрок вправе обьявить комбинации - особые сочетания карт. первым обьявляет тот, кто имеет право первого хода, т.е. сдатчик

другой игрок имеет право перебить объявленную комбинацию своей комбинацией - если она старше, или просто обьявить свою - если сдатчик комбинации не обьявил. в итоге обьявлений тому игроку, у которого на руках окажется старшая комбинация, будут начислены очки за комбинацию

существуют три комбинации карт:
Терц три карты масти подряд, например, 789
Берц четыре карты масти подряд, например, 890В
Белла козырные дама и король

старшинство комбинаций (от младшей к старшей): "Терц" и "Белла", "Берц"

при старшинстве нужно учитывать:

если соперник не перебивает старшую комбинацию игрока, то игрок может объявить все остальные комбинации - такие, что они младше первой объявленной . но теперь уже во всех обьявленных комбинациях не должно быть НИ ОДНОЙ ОБЩЕЙ КАРТЫ. например, нельзя объявлять одновременно "Берц от Туза" и "Терц от Валета" в одной масти, так как валет является общей картой для двух комбинаций. однако "Белла" может входить в любую другую комбинацию

итак, если игрок А объявил "Берц", то игрок Б свои "Терцы" уже не объявляет

"Терц" и "Берц" должны быть заявлены играющим ДО своего первого хода. "Беллу" игрок может объявить как до начала игры, так и при своем заходе, сходив козырной Дамой или козырным Королем и тут же заявив "Белла". иногда играют так, что первую карту "Беллы" можно положить не обьявляя комбинации, а делать обьявление при выкладывании во взятку второй карты

если у второго игрока объявление ЗАВЕДОМО СТАРШЕ объявленного – "Берц" при обьявленном "Терце" или "Терц от Туза козырного" при обьявленном "Терце", или "Берц от Туза козырного" при обьявленном "Берце" - он НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не должен спрашивать у соперника рост, так как его объявление старше независимо от роста комбинации противника, а спрашивать рост равносильно заглядыванию в карты противника. за вопрос о росте в такой ситуации игрок лишается права считать своё объявление, а партнёр считает своё

если первый игрок объявляет "Берц", а у второго есть "Терц", второй не должен спрашивать рост, так как тем самым введёт партнёра в заблуждение, потому что спросить рост означает заявить, что на руках есть комбинация того же порядка. точно так же, не имея "Терц", нельзя спрашивать рост при объявлении "Терц" партнёром. вопрос о росте комбинации при отсутствии на руках комбинации того же порядка квалифицируется как ложное объявление и наказывается байдом на картах

если первый игрок объявляет комбинацию, а у второго игрока комбинаций нет, тогда второй просто просит первого показать объявленную комбинацию. но первый игрок вправе потребовать, чтобы партнёр сначала положил карту во взятку

пример

допустим, игрок А объявляет "Терц", а вистующий Б тоже имеет "Терц". тогда вистующий Б спрашивает у игрока А - от чего у него терц ("Рост?"). игрок А называет старшую карту в своем терце. например, у игрока А "терц" 90В, тогда он должен сказать "Валет". в том случае, если вистующий Б имеет меньший "Терц", то он говорит "Меньше" или "Твой". если у вистующиего Б больший "Терц", то он называет свою старшую карту "Терца"

* * *

если игра ведется по первой масти, и в козырный "Терц" входит Семерка, то игрок принимает решение - обьявлять "Терц" или менять Семерку - если обьявлен "Терц", то Семерку уже нельзя менять, и наооборот

иногда играют так, что у несдающего игрока есть право узнать проходит ли его "козырный младший Терц", при условии, что играется первый козырь. это связано с тем, что если его "Терц" не проходит, то игрок может тут же поменять свою козырную Семерку на козыря из "свечки". при этом противник не может потребовать, чтобы игрок сначала положил карту во взятку, а должен дать ответ сразу же

сделавший ложное объявление наказывается байдом на картах (т.е. отдаёт все свои карты партнёру, и тот записывает сумму очков себе)

* * *

и вот уже после объявления комбинации (если таковые были), игроки разыгрывают взятки

первым в игре при розыгрыше первой взятки ходит сдатчик (вне зависимости от того, играет он или вистует). при розыгрыше каждой следующей взятки первым ходит тот, кто берет предыдущую взятку

ходить нужно с одной карты. противник должен класть карту такой же масти, если такой карты нет, то должен положить любую козырную карту, если и такой карты нет, то должен положить любую карту

если ход сделан с козырной карты, то ее надо обязательно перебивать, т.е. отвечать козырной картой СТАРШЕГО значения, если же карты старшего значения нет, то нужно класть любую карту козырной масти, если и такой нет, то лишь тогда можно класть карту любой другой масти. иногда играют так, что перебивать козыря надо САМЫМ старшим козырем

итак, если у игрока имеется меньший козырь и больший козырь, чем козырь зашедшего, то игрок ОБЯЗАН играть большим козырем

наказание за ренонс (т.е. нарушение правил: на масть класть масть; при отсутствии масти класть козыря; перебивать козыря) - байд на картах

* * *

после окончания розыгрыша игроки подсчитывают очки


запись

к набранным очкам за взятки игроки приплюсовывают очки за комбинации и за последнюю взятку - "послед"

за взятки

 2 - Валет в некозырной масти
 3 - Дама
 4 - Король
10 - Десятка
11 - Туз
14 - козырная Девятка
20 - козырный Валет

10 - послед

за комбинации

20 - Белла
20 - Терц
50 - Берц

  • иногда играют так, что очки за "Терцы" и "Берцы" записываются игроку ТОЛЬКО в том случае, если он взял хотя бы одну взятку, пусть даже без очков
  • иногда играют так, что очки за "Беллу" записываются только если обе карты этой комбинации взяли взятки
  • в каждой сдаче игрок, который объявил козыря, должен взять больше очков, чем его соперник. в том случае, если игрок, который объявил козыря, взял меньше очков, чем его соперник, то его очки прибавляются к очкам соперника, а игроку записывается байд. иногда играют так, что сумма взяток при байде списывается с игрока

    в процессе записи существует "правило карандаша" - это когда игрок не убирает в колоду подсчитанные карты, а делает запись открыв свои взятки и после записи кладет карандаш и потом уже - если партнер согласился с подсчетом - убирает карты в колоду

    чтобы закрыть партию вместе со словом «Партия», во избежание недоразумений, игрок так же обязан закрыть её на бумаге — справа от всех своих очков провести вертикальную черту, затем от её нижней точки горизонтальную черту влево под своими очками

    * * *

    очки могут записываться специальными символами. существует четыре символа:

    если очков не хватает, чтобы записать символ в таблицу, игрок может записать их сверху справа от символа (-)

    если очков чуть больше, чем символ, то игрок может записать их снизу справа от символа (+)

    это так называемые «мелкие очки». например, если игрок набрал 36 очков, он записывает две вертикальные палки и сверху 4 (то есть 40-4). запись 68 очков — три вертикальные палки и снизу 8 (то есть 20*3+8)

    существует правило записи — "при хороших плохих не бывает". то есть нельзя одновременно иметь у одного символа мелкие очки в плюсах и в минусах


    завершение

    игра выигрывается, когда один из игроков первым наберет 501 или более очков

    существует правило, что игрок, приближающийся к завершению партии, вправе закончить партию, не дожидаясь окончания розыгрыша сдачи, полагая, что в его взятках с учётом обьявленных комбинаций уже достаточно очков. для этого игрок после закончившегося хода говорит "Партия". в случае, если игрок ошибся, предусмотрено правило немедленного проигрыша объявившего. смысл досрочного завершения партии состоит в том, что игрок может выиграть общую партию ("Докатить", "Доехать"), даже если силы его карт в последней сдаче не хватает для выигрыша этой сдачи, что обогащает возможности игрока - он может пойти на игру со слабыми картами, если ему не хватает до 501 небольшого количества очков. но для "Доезда" недостаточно одной лишь комбинации (комбинаций) - необходимо взять хотя бы одну взятку (пусть и "пустую")